(8734—8773)
Вьяса сказал:
1. Это вышеизложенное поведение подобает брамину;
Только знающий, совершая дела, всегда преуспевает.
2. Но если он так поступат-ь не будет, то сомнительна его удача;
Итак, в чём собственно сущность дел: в деятельности или же в знанье\?
3. На это знаток Вед должен (ответить): в знанье,
ибо оно касается пуруши;
Доказательство и (непосредственное) восприятие этого
я опишу; слушай!
4. Человеческую (волю) причиной дел считают некоторые люди,
Иные же восхваляют божественную (волю),
другие люди — природу (свабхаву).
5. Человеческая деятельность, божественная (воля) и
вращение времени самосущей (природы) —
Эти три различны (одни считают); их суть неразличима (считают) другие\,
6. «Это так (и есть)», «это не так», «(правильно) то и другое»,
«(неправильно) ни то и ни другое», —
Так высказываются о предмете деятельности стоящие в истине,
глядящие беспристрастно.
7. (Рожденным) в трету,- двапару,- кали-югу присуще сомненье;
Рожденным в крита-югу — подвижничество, умиротворенность, правда.
8. Одинаково все смотрят на Риг, Саму, Яджур (Веды);
Устранив вожделение, ненависть, предаются подвигу в крита-югу.
9. Сопряжённый с законом подвига (тапаса), подвигу
всегда предаваясь усердно,
Через него достигает всех желаний, которые ищет сердцем.
10. Подвигом он получает то\, во что превратясь,
он преходящий мир производит;
В то превратясь, он становится всех существ владыкой.
11. Об этом сокровенно сказали в изречениях Вед (вещие),
те, что постигли Веды,
В Веданте же явственно (это) постигается карма-йогой.
12. Дерзание — жертвоприношение кшатриев; жертва
хавис — вайшьев; (таково) преданье:
Услужение — жертва шудр; шептанье мантр — жертва дваждырожденных;
13. Ибо изучением Вед полностью определяется деятельность
дваждырожденных;
Выполняет ли он (что-либо) иное, не выполняет,
(всё равно) брамин именуется другом\.
14. В начале трета-юги (еще) полностью (существуют)
Веды, варны, закон о возрастах, жертвы;
Но с укорочением века они слабеют в двапара-югу.
15. В двапара-югу расплываются Веды, также в кали-югу;
Они то показываются, то не показываются в конце кали-юги.
16. Тогда, теснимые беззаконием, никнут частные уставы,
(Слабеют) силы коров, земли, корней, соков.
17. Из-за беззакония исчезают Веды, закон о возрастах, ведические уставы.
Подвижные и неподвижные (существа), пребывающие
в своем законе, извратятся.
18. Как дождь орошает все существа земные
И производит повсюду ростки, так Веды
(орошают мудрых) из юги в югу.
19. О времени предрешенном, безначальном, бесконечном,
О том, как оно порождает и поглощает поколения, тебе
возвестил я раньше.
20. Что до возникновения, состояния существ, их управленья, исхода —
Они орошаются своей природой и многократно из
противоречий проистекают\.
21. Творчество, время, настойчивость, Веды, делатель, дело,
плоды, обряды —
Все, о чем ты меня вопрошал, разъяснено тебе, сын мой.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 238 глава — Вопросы Шуки.