Глава 238

(8734—8773)

Вьяса сказал:

1. Это вышеизложенное поведение подобает брамину;

Только знающий, совершая дела, всегда преуспевает.

2. Но если он так поступат-ь не будет, то сомнительна его удача;

Итак, в чём собственно сущность дел: в деятельности или же в знанье\?

3. На это знаток Вед должен (ответить): в знанье,

ибо оно касается пуруши;

Доказательство и (непосредственное) восприятие этого

я опишу; слушай!

4. Человеческую (волю) причиной дел считают некоторые люди,

Иные же восхваляют божественную (волю),

другие люди — природу (свабхаву).

5. Человеческая деятельность, божественная (воля) и

вращение времени самосущей (природы) —

Эти три различны (одни считают); их суть неразличима (считают) другие\,

6. «Это так (и есть)», «это не так», «(правильно) то и другое»,

«(неправильно) ни то и ни другое», —

Так высказываются о предмете деятельности стоящие в истине,

глядящие беспристрастно.

7. (Рожденным) в трету,- двапару,- кали-югу присуще сомненье;

Рожденным в крита-югу — подвижничество, умиротворенность, правда.

8. Одинаково все смотрят на Риг, Саму, Яджур (Веды);

Устранив вожделение, ненависть, предаются подвигу в крита-югу.

9. Сопряжённый с законом подвига (тапаса), подвигу

всегда предаваясь усердно,

Через него достигает всех желаний, которые ищет сердцем.

10. Подвигом он получает то\, во что превратясь,

он преходящий мир производит;

В то превратясь, он становится всех существ владыкой.

11. Об этом сокровенно сказали в изречениях Вед (вещие),

те, что постигли Веды,

В Веданте же явственно (это) постигается карма-йогой.

12. Дерзание — жертвоприношение кшатриев; жертва

хавис — вайшьев; (таково) преданье:

Услужение — жертва шудр; шептанье мантр — жертва дваждырожденных;

13. Ибо изучением Вед полностью определяется деятельность

дваждырожденных;

Выполняет ли он (что-либо) иное, не выполняет,

(всё равно) брамин именуется другом\.

14. В начале трета-юги (еще) полностью (существуют)

Веды, варны, закон о возрастах, жертвы;

Но с укорочением века они слабеют в двапара-югу.

15. В двапара-югу расплываются Веды, также в кали-югу;

Они то показываются, то не показываются в конце кали-юги.

16. Тогда, теснимые беззаконием, никнут частные уставы,

(Слабеют) силы коров, земли, корней, соков.

17. Из-за беззакония исчезают Веды, закон о возрастах, ведические уставы.

Подвижные и неподвижные (существа), пребывающие

в своем законе, извратятся.

18. Как дождь орошает все существа земные

И производит повсюду ростки, так Веды

(орошают мудрых) из юги в югу.

19. О времени предрешенном, безначальном, бесконечном,

О том, как оно порождает и поглощает поколения, тебе

возвестил я раньше.

20. Что до возникновения, состояния существ, их управленья, исхода —

Они орошаются своей природой и многократно из

противоречий проистекают\.

21. Творчество, время, настойчивость, Веды, делатель, дело,

плоды, обряды —

Все, о чем ты меня вопрошал, разъяснено тебе, сын мой.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 238 глава — Вопросы Шуки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: