Глава 241

(8804—8823)

Шука сказал:

1. По какому слову Вед выполняют или покидают дело\?

В каком направлении движутся знанием, в каком идут делами?

2. Вот что я слышать хочу, да разъяснит мне владыка.

То и другое инообразно и превращается в противоречье.

Бхишма сказал:

3. На эти слова так ответил сын Парашары (своему) сыну:

Я возвещу' (тебе) о двух путях: деятельности и знанья,

преходящем и непреходящем.

4. В какую сторону ведёт знание, в какую дело,

Выслушай, сосредоточив ум, сыночек, ведь глубоко это различье.

5. (Противоречиво) высказывание: «Есть долг!» и тут же:

«Нет (долга)!» В, моих (словах) подобное же противоречье.

6. На двух путях установлены Веды, как признак дхармы (долга):

На разворачивании и сворачивании\, (так) правильно изъясняют.

7. Дело связывает существа, познанье — освобождает,

Поэтом.у подвизающиеся, прозревшие Запредельное, дел не совершают.

8. В силу делания по исходе воплощаются вновь

в шестнадцати-составном виде\;

В силу знания рождаются\ по свойству непроявленного

непроявленным, вечным.

9. Некоторые восхваляют дело, мелкими воззрениями удовлетворяясь,

Поэтому они ценят узы тела, не тяготясь ими.

10. А принявшие высшее учение, постигшие полноту Закона (дхармы)

Не хвалят дел, как пьющие из реки не хвалят (воду из) колодца.

11. Как плод дела получают возникновение — уничтожение, счастье — несчастье;

Силой знания То получают; ушедшие туда не подвержены скорби,

12. Туда ушедшие не умирают, туда ушедшие не родятся,

Не возрождаются там, для ушедших туда нет возврата.

13. Там запредельное, непроявленное\, непоколебимое, достоверное Брахмо,

Нераздельное, неутомимое, неотторжимое\, не подлежащее смерти;

14. Противоречия, заботы сердца там не терзают (ушедших),

Равно ко всему дружелюбные, благу всех существ они рады.

15. Сынок, одному человеку присуще знание, другому — дело,

Но знай, один и тот же молодой месяц серпом стоит на небосклоне..

16. С тем, что подробно возвестил риши\, нужно согласиться,

Созерцая новорожденный месяц, как изогнутую нить на небосводе.

17. Знай, сынок, в одиннадцати изменениях, от прибавления частей возникших,

Атман становится воплощенным,- которому присущи дело и гуны.

18. Бог скрыт в нём, как в цветке лотоса — капля;

Нужно постигнуть: это — познающий поле, вечный, доступный йоге.

19. 19. Знай, дживе присущи гуны: саттва, раджас, тамас.

Джива есть качественный Атман\, (проявление)

Запредельного Атмана; так знать подобает.

20. 20 (Основное) свойство дживы называют сознательностью (четаной),

он всё приводит в движение (чештате) и оживляет.

Знающий поле выше его считается; он семь миров устроил.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 241 глава — Вопросы Шуки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: