(11418—11465)
Васиштха сказал:
1. Итак, превосходный царь, тебе изложено учение Санкхьи.
Что такое веденье и неведенье, теперь узнай от меня по порядку.
2. Неведеньем называется непроявленная (природа),
которой свойственно произведенье и растворенье.
Знание, свободное от произведения и растворенья, есть
двадцать пятый (кшетраджна).
3. Последовательно, одно за другим, сынок, постигни
Полностью учение Санкхьи о познаванье, как риши его излагали.
4. Познавательные индрии считаются источником знания\
для действующих, индрий,
А вишеши (особые свойства) — источник для
познавательных индрий, так мы слыхали.
5. Источником знания манаса считаются вишеши
(особые свойства воспринимающих индрий) — так мудрые полагают:
Область познания манаса — пять сутей (бхутов), так говорится.
6. Область ведения основы личности\ (аханкара) есть пять сутей,
в этом нет сомненья.
Область ведения буддхи (сознания) есть аханкара (самосознанье).
7. Великая владычица Пракрити, непроявленное, о, муж превосходный,
|
|
Есть ведение\ таттв, так подобает знать; это — величайшее преданье\!
8. Ведением непроявленной (пракрити) именуется
Запредельный, Двадцать пятый;
Царь, ведение всего познаваемого есть всеведение, так говорится.
9. (Предмет) знания\ называется непроявленная (пракрити),
(обладатель) знания — Двадцать пятый.
Значит, предмет знания — непроявленное, а познающий — двадцать пятый.
10. Итак, исчерпывающе я сказал о веденье и неведенье.
Сказанное о непреходящем и преходящем от меня постигни.
11. Обоих непреходящими и обоих преходящими считают;
Причину этого я разъясню по сути, согласно знанью.
12. Оба они безначальны и бесконечны, оба мыслятся как владыки,
Обоих признают сутями (таттвами) размышляющие о знанье.
13. Непроявленная (пракрити), как обосновывающая произведение и
растворение, называется непреходящей\;
Для произрождения гун она действует снова и снова;
14. Основы\, Махан и прочие одна из другой возникают
Вследствие владычества (над полем), и того двадцать пятого называют полем\..
15. Если же сеть основ (гун) взять в той, которая не проявлена по сути,
То вместе с основами теми растворяется и двадцать пятый\.
16. Когда основы (гуны) входят в основы, то пребывает одна
(непроявленная) пракрити;
Когда же, сынок, познающий поле растворяется в поле,
17. Тогда пракрити, принявшая в себя основы (гуны), в непреходящее входит;
Она становится бескачественной, о, видехиец, пока не
возвратятся свойства (гуны)..
18. Подобно же и познающий поле, пока он не ищет познавания поля,
По природе своей бескачественен\; так мы слыхали.
19. Когда он, будучи преходящим\, признает пракрити,
|
|
Как единственную обладательницу качеств, себя же свободным от качеств,.
20. Он становится чистым и отвращается от природы (пракрити):
«Я — одно, это — другое», — так постигает пробуждённый.
21. Тогда он уходит в свою истинность\ и в смешанном не блуждает,
Иначе, владыка царей, он кажется смешанным с пракрита.
22. Когда он остерегается сетей гун,. происходящих из пракрити,
Он прозревает запредельного созерцателя и этого созерцателя не покидает.
23. «Что я наделал, столько времени оставаясь рождённым,
Как рыба в сетях, здесь запутался по незнанью!
24. Ибо «я», заблуждаясь из существа в существо, из одного в другое,
Как рыба в воде\, по незнанью продолжал крутиться.
25. Рыба по неведению разницы между водой (и собой) не замечает,
Так и я не постигал разницы между собой и другим — по незнанью.
26. Позор мне, неразумному, что, вновь погруженный (в самсару),
Я по заблуждению вращался от существа к существу, от одного к другому!
27. Да будет Он (Атман) мне союзником; мне возможно
Достичь тождества, равенства с ним, стать самим собою,
28. Уже здесь я вижу, что ему подобен;
Раз он незапятнанно (чист) — значит, и я такой же!
29. По незнанию, заблуждению в бессознательной (пракрити) я вращался,
С её привязанностями я, непривязанный, пребывал всё время.
30. Непробудившегося, (всё) это время она держала меня в своей власти;
Как мог я жить в ней, победительнице земли, поднебесья, неба\?
31. Как мог я здесь сожительствовать с ней, непотребной?
По непробуждённости я сходился, а ныне в том, что я есмь, я стоек.
32. Безобразный, я пребывал в образах, в телах — заблужденье то время,
Когда неизменный, ею, изменчивой, я был заморочен.
33. Но не она виновата, сам я виновен в этом;
С ней необдуманно сблизясь, я привязанным здесь оказался.
34. Безобразный, я пребывал в образах, в телах — бестелесный;
Бесплотного, меня самость удерживала в плотском.
35. Бессамостного, (меня удерживала) то в тех, то в иных лонах
Происходящая от пракрити самость; до тех или других (тел) какое мне дело,
36. Блуждающему из одного лона в другое, утратившему
знанье своей истинной сути?
С той, которую определяют как основу личности (аханкара), мне нечего делать.
37. Она меня привязывает вновь, себя размножив,
Но пробуждён я ныне, от самости, стяжания свободен;
38. Основой личности постоянно создаваемую самость
Я сбросил и, её отвергнув, к безболезненному обратился:
39. С ним, а не с той, бессознательной, хочу отождествиться,
С ним обрету покой, а с ней я не достиг единства;
40. Так, постигая Запредельное, пробуждается Двадцать пятый;
Покинув преходящее, он к непреходящему, болезненному стремится.
41. Кто считает, что бескачественное стать качественным способно,
а непроявленное способно к проявленью,
Постигший, что бескачественное изначально, становится
подобным ему, о, митхилиец.
42. Итак, учение о преходящем и непреходящем
Изложил я здесь, сообразно знанию и указаньям Шрути.
43. О несомненном, тонком, пробуждённом, непорочном
Тебе согласно Шрути возвещу; (это знанье) от меня постигни.
44. Согласно основоположениям обоих учений, я тебе
изложил Санкхью и Йогу,
Но, собственно, что изложено как учение Санкхьи, есть и в учении Йоги.
45. Ведущее к пробуждению учение санкхьев, земли владыка,
Ради блага учеников здесь изложено чётко.
46. «Это писанье могуче!» — так сведущие люди утверждают.
Но и для того учения Йоги также есть в Веде предтечи.
47. Нет таттвы выше двадцать пятой, так учат, владыка народа,
По (учению) санкхьев она считается высшей основой (таттвой);
48. Этот от непробуждённости пробуждаемый и есть воистину пробуждённый;
Пробудившиеся и пробуждающие проповедуют учение Йоги».
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 309 глава — Беседа Васиштхи и Караладжанаки.