(11655—11674)
Яджнавалкья сказал:
1. Сынок, нельзя сделать качественным бескачественного, земли владыка,
А качественного лишить качеств; это постигни от меня досконально.
2. Качественный и остаётся с качествами (гунами),
а бескачественный — без качеств,
Так говорят махатмы, мудрецы, постигшие основу (таттву).
3. Сущность непроявленной (пракрити) — в свойствах (гунах),
она от гун неотделима\,
Но не познаёт их сопряжённая с ними самосущая (природа).
4. Не познаёт непроявленная (природа),
а пуруша знает самосущую (пракрити);
«Нет ничего выше меня», — так сознает он извечно.
5. По этой причине бессознательна та непроявленная (природа),
Она неизменна и поэтому постоянна, непреходяща и
(вместе с тем) преходяща (в своём проявленье).
6. Пока пуруша по незнанию снова и снова произрожденье
свойств (гун) допускает,
Пока не познаёт (своей) сути, до тех пор он себя не освобождает;
7. Допуская произрождение, он именуется
Основой (Дхармой) произрожденья;
Когда же он предоставляет совершаться йоге, он именуется основой йоги;
|
|
8. Предоставляя действовать производительным силам (пракрита),
(он именуется) основой природы;
Предоставляя образоваться семенам, он основой семян зовётся.
9. Когда же растворены произрождённые свойства (гуны),
Он осознаёт себя обособленным\, не взирая на иное,
10. Утверждая себя, как стремящегося к совершенству,
как познавшего внутреннего Атмана, как отбросившего заботы.
Проявленное непостоянно; непроявленное постоянно, так мы слыхали.
11. «Как непроявленное, это есть единство», — говорят
о множественности люди,
Сострадательные ко всем существам, достигшие отрешённого знанья.
12. Пуруша (ото всего) отличен; непроявленная же (пракрити) нестойка,
но и стойкой она признаётся.
Здесь разъясняет пример: «стержня\ травы мунджа».
13. «Одно (то, что) называется «лист смоковницы», мошка (на нём) — иное:
От сближения с листом смоковницы не изменяется\ мошка;
14. Также одно считается вода, а иное — рыба»:
От соприкосновения с водой не меняется рыба.
15. Ведь огонь — одно, жаровня — иное, так-то;
постоянно об этом помни.
Не изменяется ведь огонь, жаровни касаясь!
16. Здесь так говорится: одно — цветок лотоса, вода — иное:
Не прилипает вода, (лепестков) лотоса\ касаясь;
17. Вo всех этих сочетаниях и сожительстве\ постоянном
По существу никогда не разобраться обычным людям.
18. Кто видит иначе, (чем оно есть), тех зрение несовершенно;
В ужасный ад проявленного они попадают снова и снова.
19. Это — высшее рассуждение в учении Санкхьи,
Приверженцы Санкхьи обособленности достигают, так рассуждая.
20. Учение тех, что в (постижении) основы (таттвы) преуспели,
Я разъясню теперь; это — высшее ученье йоги.-
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 317 глава — Беседа Яджнавалкьи и Джанаки.