Понятие и задачи муниципальной службы, порядок прохождения

План

1. Понятие и задачи муниципальной службы, порядок прохождения. 3

2. Правовой статус муниципального служащего. 9

Список использованной литературы.. 13


Понятие и задачи муниципальной службы, порядок прохождения.

В современной Российской Федерации эффективная деятельность системы местного самоуправления немыслима без муниципальной службы. Возросшее за последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных муниципальных служащих.

С целью совершенствования института местного самоуправления и муниципальной службы в России 2 марта 2007 г. был принят Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"[1] (далее – Закон № 25-ФЗ).

Муниципальная служба - это сложный, комплексный, социальный, правовой и организационный институт[2].

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 25-ФЗ и ч. 1 ст. 2 закона РТ "О муниципальной службе в Республике Татарстан"[3]: муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Таким образом, муниципальная служба, во-первых, профессиональная деятельность соответствующего лица, во-вторых, осуществляется на постоянной основе, в-третьих, предполагает занятие одной из должностей муниципальной службы, в-четвертых, замещается лишь на основании договора (контракта)[4].

Муниципальная служба выполняет связующую роль между государством и местным сообществом. Главная задача муниципальной службы состоит в профессиональном выполнении функции государственного управления по отношению к населению и хозяйствующим субъектам муниципального образования.

Также основными задачами муниципальной службы являются: наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; защита прав и законных интересов муниципального образования.

Муниципальная служба реализует различные общественно-полезные цели и задачи в интересах местного сообщества и вместе с тем обеспечивает исполнение и реализацию функций государственной власти.

Муниципальная служба призвана выполнять функции: мониторинга общественных потребностей и интересов; выявления и анализа негативных и положительных тенденций в социально-экономической сфере; обеспечения эффективного функционирования муниципальных организаций и иных общественно-полезных служб; долгосрочного и текущего планирования, прогнозирования; организации, координации, информирования общества и социальной коммуникации; контроля выполнения нормативных актов органов местного самоуправления и управленческих решений.

Статьей 4 Закона № 25-ФЗ закрепляются десять принципов организации и функционирования муниципальной службы Российской Федерации.

Принципы отражают степень правовых и социальных явлений муниципальной службы РФ, представляющих концептуальную конструкцию ее построения, организации и функционирования, объективные закономерности развития. Природа принципов основывается на закономерностях построения и функционирования муниципальной службы как публично-правового, социального и организационного институтов. Объективность этих принципов обусловлена социальной сущностью и социальным предназначением местного самоуправления. Принципы определяют в конечном счете характер деятельности и поведения муниципальных служащих, охватывают общие закономерности построения, разделения труда, иерархической структуры построения муниципальной службы, административно-процессуальные механизмы ее прохождения.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина базируется на конституционной основе. В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Этот принцип имеет универсальное значение для всей публичной службы, поскольку в соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18).

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина находит отражение в обязанностях муниципальных служащих. Так, муниципальный служащий при исполнении должностных обязанностей обязан соблюдать права и законные интересы граждан и организаций (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона № 25-ФЗ).

2) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Данный принцип устанавливает равные возможности и права для граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, на замещение любой должности муниципальной службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой[5].

Принцип равного доступа на муниципальную службу реализуется через проведение конкурсного отбора. При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

3) Профессионализм и компетентность муниципальных служащих. Данный принцип отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 закона № 25-ФЗ муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особое мастерство, приобретаемое и поддерживаемое в результате систематического и непрерывного образования.

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

4) Стабильность муниципальной службы.

Принцип стабильности муниципальной службы предполагает формирование профессиональной службы, минимизацию текучести кадров при стабильном штатном составе. Этот принцип обеспечивает гарантии от произвольных перестановок на службе и необоснованных увольнений, установленные в трудовом законодательстве.

5) Доступность информации о деятельности муниципальных служащих.

Реализация принципа доступности информации о деятельности муниципальных служащих неразрывно связана с решением более общей задачи - усиления открытости деятельности органов местного самоуправления[6].

6) Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

Местное самоуправление представляет собой уровень публичной власти, наиболее близкий к населению. Оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Поэтому для местного самоуправления, а следовательно, и для муниципальной службы взаимосвязь со структурами гражданского общества особенно важна.

7) Единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы.

Соблюдение принципа единства основных требований к муниципальной службе, а также учета исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы обеспечивает развитие муниципальной службы как вида публичной службы. Оно гарантируется правовыми основами муниципальной службы, установленными федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, принципами муниципальной службы.

8) Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.

Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих предполагает, с одной стороны, защиту муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей, с другой стороны, наличие определенных социальных гарантий (на отдых, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, обязательное государственное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности и др.).

9) Ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

В соответствии с принципом ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на муниципальных служащих в установленных случаях налагаются дисциплинарные взыскания. Основанием применения таких взысканий является совершение должностного проступка, который состоит в виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей.

10) Внепартийность муниципальной службы.

Принцип внепартийности муниципальной службы означает, что государственные служащие выполняют свои полномочия независимо от партийных влияний и интересов. Им запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 14), а также создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п. 13 ч. 1 ст. 14). Вместе с тем этот принцип не означает запрета для муниципальных служащих быть членами политических партий

Порядок поступления, прохождения на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения определен в ст. 16-20 главы 4 Закона № 25-ФЗ.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Законом № 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 Закона № 25-ФЗ в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 25-ФЗ. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года, по результатам которой аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует.

Закон № 25-ФЗ содержит ограничения в отношении муниципальных служащих. Однако теперь отдельно предусмотрены ограничения, препятствующие приему на муниципальную службу, и ограничения, препятствующие нахождению на муниципальной службе. Перечень ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, расширен и закреплен по аналогии перечня ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой. В то же время исключено ограничение на занятие иной оплачиваемой деятельностью. Муниципальный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, но только при условии, что это не повлечет конфликт интересов. Следует также отметить, что предельный возраст, установленный для замещения должности муниципальной службы, повышен с 60 до 65 лет. При этом сохранена норма о возможности продления нахождения на муниципальной службе после достижения предельного возраста путем заключения ежегодного договора. Закон № 25-ФЗ устанавливает целый перечень различных гарантий, предоставляемых муниципальному служащему.

Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, а также прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

В современных условиях реформирования системы местного самоуправления в России значительно возрастает роль муниципального служащего, повышаются требования к его профессиональному образованию, профессиональным навыкам и умениям, творческому отношению к порученному делу. Это, в свою очередь, находит отражение в вопросах организации муниципальной службы, приема, прохождения, организации аттестации и конкурса, в осуществлении прав и обязанностей муниципальными служащими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: