Судебная защита на местное самоуправление

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органыместного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправепредъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительныминарушающих права местного самоуправления актов органов государственной властии государственных должностных лиц, органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений иорганизаций, а также общественных объединений. 12. Конституционные основы местного самоуправления. М.с. как основа конституционного строя.Конституция РФ является основным законом на территории РФ. Именно онапризнает и гарантирует М.с. (ст. 3, 12, 130-133). Основываясь наконституционных положениях, Закон об общих принципах организации М.с.констатирует: «М.с. как выражение власти народа составляет одну из основконституционного строя РФ» (ст. 2).Признание М.с. в качестве одной из основ конституционного строя предполагаетустановление децентрализованной системы управления, иных (нежели в условияхцентраоизации и концентрации власти)основ взаимоотношений федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органовМ.с..Конституция РФ, закрепляя М.с. в качестве одного из элементовконституционного строя, гарантирует организационную обособленность М.с. егоорганов в системе управления обществом и государством. М.с. не входят всистему органов государственной власти и не рассматриваются как структурноеподразделение государственной системы управления.Гарантируя М.с. Конституция РФ устанавливает, что М.с. в пределах своейкомпетенции самостоятельно. Закон об общих принципах организации местногосамоуправления определяет предметы ведения М.с. а также разграничиваетполномочия органов гос. власти РФ.В соответствии с Конституцией РФ ст.16 положения ее статьи 3 и 12, не могутбыть изменены иначе как в Конст. порядке.55. Финансово-экономическая основа местного самоуправленияФинансово-экономическая основа местного самоуправления является непременнымусловием реальности и эффективности муниципальной деятельности. Онаобеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служитудовлетворению потребностей населения.С точки зрения муниципального права, финансово-экономические основы местногосамоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих ирегулирующих отношения, связанные с формированием и использованиеммуниципальной собственности и финансовых средств муниципального образования,а также отношения, возникающие в связи с управлением и пользованиемгосударственными материальными и финансовыми средствами, переданными органамместного самоуправления в соответствии с законом.В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджету,муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления,а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся вмуниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации,муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальныежилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования,здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.От имени муниципального образования права собственника осуществляют органыместного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектовРоссийской федерации и уставами муниципальных образований, населениенепосредственно.Финансовые средства муниципального образования (местные финансы) - этосовокупность денежных средств, формируемых и используемых для решениявопросов местного значения, к ним относятся: средства местного бюджета;государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местногосамоуправления; муниципальные внебюджетные средства; финансовые ресурсыпредприятий, учреждений, находящихся в муниципальной собственности; средства,мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты).Наличие собственного местного бюджета является необходимым условиемсуществования любого муниципального образования.Конституция Российской Федерации закрепляет право органов местногосамоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местныйбюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаютсясредствами местных бюджетов. Расходная часть местных бюджетов определяетсяпредметами ведения муниципальных образований и включает расходы на решениевопросов местного значения, реализацию планов и программ социально-экономического развития территорий. Кроме того, в расходной части местныхбюджетов предусматривается финансирование отдельных государственныхполномочий.Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местногосамоуправления отдельных государственных полномочий, должны ежегоднопредусматриваться соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектовРоссийской Федерации.Размер компенсации дополнительных расходов, связанных с осуществлениеморганами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,определяется одновременно с принятием соответствующего решения органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительныерасходы органов местного самоуправления, реализуются органами местногосамоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.Федеральные органы государственной власти, органы государственной властисубъектов Российской Федерации в соответствии с законом обеспечиваютмуниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закреплениядоходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местныхбюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаютсязаконами субъектов Российской федерации на основе нормативов минимальнойбюджетной обеспеченности.Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненныхпотребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальныхобразований, на уровне не ниже государственных минимальных социальныхстандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепленияфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налоговсубъектов Федерации за доходной частью местных бюджетов.Показатели финансовой деятельности органов местного самоуправления,муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органамигосударственной статистики в установленном порядке. 35. Полномочия представительных ОМС (ст. 15 ФЗ 154) 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципальногообразования, предусмотренных уставом муниципального образования;2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;3) принятие планов и программ развития муниципального образования,утверждение отчетов об их исполнении;4) установление местных налогов и сборов;5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностныхлиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальныхобразований.Эти полномочия обязательно должны быть зафиксированы в уставе МО.Функция контроля ни при каких обстоятельствах не может быть передана никакомудругому органу.Иные полномочия должны быть также зафиксированы в Уставе.Объемы дополнительных полномочий определяются схемой ОМС. 23. К вопросам местного значения относятся: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за ихсоблюдением;2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросовместного значения;4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,основного общего и профессионального образования;7) организация, содержание и развитие муниципальных учрежденийздравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальныхорганов охраны общественного порядка, осуществление контроля за ихдеятельностью;9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;12) регулирование использования водных объектов местного значения,месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр длястроительства подземных сооружений местного значения;13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-,и водоснабжения и канализации;14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;19) организация и содержание муниципальных архивов;20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальныхучреждений, обеспечения населения услугами связи;21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли,общественного питания и бытового обслуживания;22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальномобразовании;23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальнойсобственности;24) организация и содержание муниципальной информационной службы;25) создание условий для деятельности средств массовой информациимуниципального образования;26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;27) создание условий для развития физической культуры и спорта вмуниципальном образовании;28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании,организация муниципальной пожарной службы.Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иныевопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектовРоссийской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и неотнесенные к ведению других муниципальных образований и органовгосударственной власти. 31. Ассоциации и союзы муниципальных образований Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, болееэффективного осуществления своих прав и интересов вправе создаватьобъединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке,установленном для некоммерческих организаций.Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаватьсяполномочия органов местного самоуправления. 32.Органы местного самоуправления (ОМС) Это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросовместного значения и не входящие в систему органов государственной власти:1. выборные ОМС, образуемые в соответствии с ФЗ № 154, законамисубъектов РФ, уставами муниципальных образований;2. иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальныхобразований. К органам местного самоуправления не относятся:- органы общественного территориального самоуправления населения;- органы общественных объединений, действующие на территориимуниципального образования;- органы государственной власти РФ или соответствующих субъектовРФ, действующие на территории муниципального образования;главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местногосамоуправления. Структура ОМС Определяется самостоятельно муниципальным образованием.Структура определяется:- численностью населения;- размером территории;- конфигурацией территории;- инфраструктурой;- наличием финансово-экономических ресурсов;- историческим, географическими и другими особенностями;составом населения, этническими и национальными характеристиками. Компетенция ОМС Совокупность их полномочий, установленных Конституцией, законами и другиминормативно-правовыми актами, в соответствии и в рамках которых ониосуществляют свою деятельность в тех или иных сферах местной жизни, впределах соответствующих муниципальных образований.Здесь под полномочиями понимаются предметы ведения МС и тот круг юридическихправ и обязанностей, который закреплен за органами МС законом.(ст. 71, 72, 73 Конституции РФ; ФЗ 154 ст. 6)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: