double arrow

Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка. 74

Указом Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав” [99] устанавливалось, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. При этом функции по взаимодействию государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам должны были осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних при городских, районных, районных (в городе) администрациях.

Такая регламентация свидетельствует о том, что основные вопросы профилактики правонарушений и преступности, независимо от изменения формы общественного строя, произошедшей в конце прошлого века, по-прежнему возлагались на органы местной власти. В начале 90-х годов прошлого века это был принципиальный вопрос, т.к. расслоение общества на бедных и богатых резко обострили обстановку в обществе, повысилась преступность, охранять общественный порядок стали только органы милиции, народные дружины перестали существовать. Органы государственной власти пытались взять ситуацию под контроль. В это время вышел Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1815 “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества” [100] о возложении обязанностей по выявлению лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, задержанию и доставлению их в центры социальной реабилитации, установлению личности задержанных, а также обеспечению общественного порядка и охране указанных учреждений на органы внутренних дел; медицинскому освидетельствованию и направлению этих лиц на лечение — на органы здравоохранения; направлению в учреждения органов социальной защиты, а также определению оснований и порядка выплаты пенсий и пособий указанным лицам — на органы социальной защиты населения; трудоустройства или определению выплаты пособий по безработице — на Федеральную службу занятости России.

В течение первой половины 90-х годов ситуация практически не менялась, и государство предприняло еще один шаг по вовлечению муниципальных образований в создание условий для успешной охраны общественного порядка. Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” [101] (в последующ. ред.) органам местного самоуправления было предоставлено право устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим неоднократно меняли и Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 “О милиции” Данным Законом была изменена и структура милиции. Муниципалитеты могли принимать участие в создании общественной милиции, осуществлять частично ее финансирование, устанавливать дополнительные льготы для сотрудников общественной милиции за счет средств местного бюджета. Участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, должны бесплатно были обеспечиваться органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.

Органы местного самоуправления могли устанавливать и иные, не предусмотренные Законом о милиции, гарантии социальной защиты сотрудников милиции. Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны были предоставлять милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции — помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны были обеспечивать техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.

Указом Президента России от 3 июня 1996 г. № 802 “О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка” [102] органам местного самоуправления в рекомендательной форме предписывалось создавать организационные, правовые и материальные условия для поэтапного формирования муниципальных органов охраны общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, а также предусматривать в уставах муниципальных образований выборность населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка.

Однако такое положение не нашло активного отклика у муниципальных властей, и почти ни в одном муниципальном образовании не были избраны руководители органов милиции.

Постепенно вопросы об охране общественного порядка “перешли” в разряд общегосударственных и у местного самоуправления остались лишь обязанности по социальному (жилищному) обеспечению сотрудников милиции, осуществляющих охрану общественного порядка. Например, в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” [103] (в последующ. ред.) военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, жилая площадь в виде отдельной квартиры или жилого дома должна предоставляться органами местного самоуправления. Места в детских дошкольных учреждениях детям военнослужащих внутренних войск должны предоставляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями в течение 6 месяцев со дня подачи заявления собственнику соответствующего детского дошкольного учреждения с оплатой услуг на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ. Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для военнослужащих внутренних войск дополнительные льготы, компенсации, социальные и правовые гарантии, не предусмотренные законодательством.

За последнее десятилетие не удалось полностью стабилизировать положение с охраной общественного порядка. Большой процент правонарушений по-прежнему совершается несовершеннолетними. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” [104] была предпринята попытка совместно с органами местного самоуправления создать систему профилактики правонарушений и сократить число несовершеннолетних, способных нарушать общественный порядок и совершать преступления. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних были включены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Названным Законом были установлены полномочия всех органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законом установлено, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

6) орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) орган управления образованием — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Указанным Федеральным законом установлено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ “Об образовании”;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенций:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Органы управления образованием в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

Органы опеки и попечительства:

1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 настоящего Федерального закона № 120-ФЗ, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют:

1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;

2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;

3) круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;

4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

5) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних а также родителям или законным представителям несовершеннолетних;

7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

8) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении;

9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

10) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;

11) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

В вопросах противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу органы местного самоуправления наделены специальной компетенцией. Муниципалитетам переданы государственные полномочия, которые они должны исполнять исходя не из местных интересов, а из общегосударственных.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” [105] (в последующ. ред.) установлено, что органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности. Органы местного самоуправления, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке должны предоставлять пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:

- организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

- участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

- разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

- создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

- осуществление в пределах компетенции органов местного самоуправления экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;

- содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;

- обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечения к предупреждению и тушению пожаров;

- содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;

- организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” [106] (в последующ. ред.) в период официально объявленной чрезвычайной ситуации Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение мер и временных ограничений в виде полного или частичного приостановления на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” [107] органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение гражданами воинской обязанности. Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе” [108] установлено, что прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, должно определяться федеральным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: