Коммуникативные особенности проектной графики

Анализ назначения проектного чертежа заставляет задуматься над спецификой его восприятия глазами профессионала и глазами зрителя, не имеющего профессиональной подготовки. Восприятие многообразных особенностей чертежа зависит от уровня подготовки зрителя. Воспринять и освоить изображение может человек, понимающий код изобразительной информации, так же как прочесть литературный текст может лишь субъект, знающий язык, алфавит и правила написания и прочтения шрифтовых словосочетаний. Эти обстоятельства заставляют рассматривать чертеж как средство изобразительной коммуникации, т. е. как средство общения между людьми разного уровня культурной и профессиональной подготовки. Поэтому необходимо учитывать, кому, и с какими задачами адресовано любое графическое изображение, каждый чертеж, эскиз, рисунок. Для этого следует классифицировать коммуникативное назначение каждого графического документа, отражающих общение людей с определенным запасом культурной подготовки. В целом эта классификация сводится к трем уровням.

Первый уровень графической коммуникации отражает общение специалиста со специалистом. На этом уровне общения употребляются чертежи, эскизы, рисунки, схемы, выполненные в условной, линейной графике с применением минимального ассортимента изобразительных средств и приемов. Восприятие этой графической документации требует большой профессиональной культуры, исключает качественную оценку ее содержания людьми, профессионально не подготовленными.

Второй уровень графической коммуникацииотражает общение специалиста с неспециалистом. На этом уровне общения употребляются чертежи, эскизы, рисунки, выполненные в общепонятной изобразительной форме тональной, цветной графики, где объект моделируется с максимальным приближением к натуре. Реалистическое изображение объекта в тоне, цвете, штриховой графике активно влияет на восприятие проектной документации. Зритель с невысоким уровнем графической культуры, не имеющий профессиональной подготовки легко воспринимает лишь изображения, достоверно передающие свойства формы и ее окружения.

Третий уровень графической коммуникацииотражает общение специалиста с широкой публикой, в процессе которого специалист говорит со зрителем языком изобразительного искусства. На этом уровне общения дизайнер выступает как автор произведений живописи, станковой графики, театральных декораций и костюмов, плакатов, книжной и журнальной иллюстрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: