Общая продолжительность практики 14 недель в т. ч. производственная – 3 недели, преддипломная практика – 11 недель.
Программа предусматривает прохождение практики во всех управленческих подразделениях (отделах, службах) предприятия, фирмы, учреждения, организации в соответствии с примерным планом производственной практики.
В план могут быть внесены изменения, соответствующие специфике деятельности предприятия, фирмы, учреждения, организации и его управленческой структуре.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
1. ОБЩИЙ ОТДЕЛ (ОТДЕЛ КАДРОВ)
1.1. Организационная структура управления хозяйствующим субъектом: отделы, службы, выполняющие функции и соподчиненность, наличие дочерних фирм и филиалов.
1.2. Кадровая стратегия фирмы: обеспеченность кадрами и принципы их отбора.
1.3. Рабочая сила, не связанная с управлением: состав по профессионально-квалификационному уровню, уровень средней заработной платы и меры стимулирования труда.
1.4. Управленческий персонал: профессионально-квалификационный и возрастной состав, система переподготовки и повышения квалификации, уровень оплаты и стимулирования труда.
2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
2.1. Правовое обеспечение деятельности фирмы: дата создания и регистрации хозяйствующего субъекта, где и кем он зарегистрирован, учредительные документы; форма собственности; наиболее значительные учредители.
2.2. Особенности правовой системы предприятия в части: налоговой системы, патентной защиты, основных прав потребителей и системы их защиты; правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламной компании.
2.3. Состояние договорной и претензионной работы: нормативная база для заключения договоров и контрактов; состояние и оценка уровня эффективности претензионной работы.
3. ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
3.1. Цели и стратегия маркетинга фирмы: схема продвижения товара (услуг) на рынке, мероприятия по наращиванию объема продаж.
3.2. Ценовая политика фирмы: низкие издержки – низкие цены, ориентация на цены конкурентов; высокое качество – высокие цены; методика ценообразования и ее эффективность; методы снижения цен.
3.3. Методы стимулирования продаж (сбыта) и послепродажного обслуживания клиентов: наличие фирменного стиля, используемые методы стимулирования сбыта (кредит, скидки, премии, льготные сделки и т.д.), соответствие ассортимента и качества послепродажных услуг запросам потребителей, квалификация и коммуникабельность работников сервиса фирмы.
4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ (отдел главного технолога)
4.1. Производственная база; наличие производственных мощностей и основных фондов.
4.2. Схема производственных потоков, согласно действующей технологии производства, с учетом специфики и месторасположения фирмы.
4.3. Планирование производства: принципы планирования, наличие нормативов и лимитов, состояние текущего оперативного планирования.
4.4. Система охраны окружающей среды и утилизации производства, использования вторичного сырья.
4.5. Система контроля качества на производстве.
5. ОТДЕЛ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
5.1. Структура каналов материально-технического обеспечения: разовые сделки, наличие длительных производственных связей.
5.2. Нормирование производственных запасов: методика нормирования и степень заполненности нормативов.
5.3. Состояние претензионной работы по материально-техническому обеспечению.
6. ПЛАНОВЫЙ ОТДЕЛ
6.1. Состояние текущего и прогнозного планирования: наличие бизнес-плана или иного заменяющего его документа, его полнота и реальность.
6.2. Методика планирования: наличие нормативной базы. Состояние аналитической работы – как метода предпланового исследования экономики хозяйствующего субъекта; степень детализации плановых показателей и доведения их до исполнителей.
7. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ
7.1. Методы финансового управления производством: прогнозирование, налогообложение, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, факторинг, лизинг, займы, кредит.
7.2. Финансовый анализ: методы анализа и степень его детализации, использование результатов анализа в формировании финансовой стратегии.
7.3. Управление денежной наличностью: анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджета денежных средств.
7.4. Финансовые инвестиции: виды, объекты инвестирования, оценка их эффективности.
7.5. Безналичные расчеты: формы и эффективность.
8. БУХГАЛТЕРИЯ
8.1. Организация работы предприятия по переходу на новый план счетов.
8.2. Состояние управленческого учета и анализа: методы учета производственных запасов, калькулирование расходов на производство, организация учета труда и зарплата.
8.3. Состояние финансового учета и анализа: учет уставного капитала, фондов, резервов, финансовых инвестиций, результатов хозяйственной деятельности, экспортно-импортных операций, совместной деятельности, операций в иностранной валюте.
8.4. Составление отчетности: полнота, сроки предоставления, пользователи.
8.5. Организация внутреннего анализа: содержание процедур аудита и их эффективность.
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (см.приложение 1-12)
9.1. Оценка основных показателей бизнес-плана в системе мониторинга.
9.2. Анализ финансовых результатов: прибыль (убыток) от продаж, прочие элементы, формирующие балансовую прибыль и факторный анализ степени их влияния.
9.3. Анализ финансового состояния: наличие и динамика хозяйственных средств и источников их формирования, уровень платежеспособности и ликвидности баланса, степень финансовой устойчивости и финансовой состоятельности, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженностей, наличие и динамика собственных оборотных средств.






