1. Социально-педагогическое консультирование и социализация личности. Содержание

1. Социально-педагогическое консультирование и социализация личности 3

2. Социально-педагогическое консультирование и социально-педагогическая поддержка. 6

3. Социально-педагогическое консультирование детей-инвалидов. 10

4. Социально-педагогическое консультирование и профессиональная ментальность социального педагога. 12

5. Личные качества социального педагога-консультанта. 13

6. Формы проведения социально-педагогического консультирования. 14

7. Особенности дистантного социально-педагогического консультирования 16

8. Организация времени и пространства для консультации в условиях образовательного учреждения. 17

9. Коммуникативная компетентность социального педагога- консультанта 18

10. Содержание деятельности социального педагога-консультанта в образовательном учреждении. 19

11. Особенности социально-педагогического консультирования подростков 20

12. Принципы социально-педагогического консультирования. 22

13. Стадии социально-педагогического консультирования. 23

14. Социально-педагогическое консультирование в работе с детьми «группы риска» 24

15. Связь социально-педагогического консультирования с процессами коррекции, реабилитации, профилактики. 25

Список литературы.. 28


1. Социально-педагогическое консультирование и социализация личности

«Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений и все они включают несколько основных положений.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

Консультирование помогает обучаться новому поведению.

Консультирование способствует развитию личности.

В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделил три основных принципа этого направления:

каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Основной целью консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Основная задача консультативной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Любая консультативная помощь должна базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:

повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2)развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.

Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

Развивать навыки преодоления трудностей при столкнове­нии с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. В процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энер­гию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, ис­следовать поле ценностей, в котором происходит принятие реше­ний, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние ус­тановок на принятие решений и т.п.

Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения луч­шему построению межличностных отношений.

5)Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи:

лучше понять самого себя или ситуацию;

изменить свои чувства;

суметь принять решение;

утвердиться в решении;

получить поддержку при принятии решения;

суметь изменить ситуацию;

приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится;

дать разрядку своим чувствам;

рассмотреть возможности и выбрать одну из них.

Консультированием занимается широкий круг людей. Ниже перечислены четыре категории людей, которые практикуют консультирование, но не обязательно являются консультантами как таковыми. Во-первых, это профессионалы, работающие в различных службах помощи, в том числе консультанты, консультирующие психологи, специалисты, помогающие «сделать карьеру», социальные работники, психиатры. Во-вторых, это консультанты-добровольцы, умеющие оказывать квалифицированную помощь. Такие люди работают в брачных агентствах, консультационных молодежных центрах, различных добровольных агентствах. В-третьих, это люди, использующие элементы консультирования в своей работе, например работники сферы социального обеспечения, медицинские сестры, учителя, инспекторы, священнослужители, врачи, профсоюзные деятели. В-четвертых, это неформальные консультанты, помогающие окружающим наладить повседневные взаимоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: