II. Основная часть

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

Цели и задачи:

учить детей четкому произношению звука;

соотнесению звука с буквой и символом;

печатанию буквы А, написанию элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А;

выделению звука А среди сочетаний гласных, слогов и слов;

развивать простые формы звукового анализа и синтеза;

зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления;

формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах.

Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); элементы рукописной и строчной букв А; карточки с записью имен для индивидуальной работы; предметные картинки для
составления рассказа; демонстрационные картинки, изображающие мальчика и девочку; альбомы.

Ход занятия
/. Оргмомент

1.Развитие зрительного внимания {задание 1. с. 3)*.
Логопед: Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву.

Картинки: аист, стоящий на крыше дома; лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги (все изображения напоминают букву А).

2.Сформулировать и записать на доске теми занятия.

II. Основная часть

1. Произнесение звука А. Соотнесение звука с буквой. Знакомство с символом и артикуляционной моделью. Знакомство с характеристикой звука А и нормой произношения.

2. Выделение звука А на слух:

а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;

б) из сочетания гласных - ау, ао, ау, иа, оэ, ыа, аы;

в) из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт;

г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум, дыра.

При работе можно использовать звуковые линейки или звуковые схемы.

3.Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.

Логопед: К нам на занятие спешила буква А. Но по дороге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву, (элементы даются в двух шрифтах) в следующем порядке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная.

Элементы букв: а, А, а,

4,Припоминание и дифференииаиия мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии.

Логопед: Вставьте пропущенную букву А и прочитайте имена, записанные на карточках. Помогите девочке и мальчику разделить их на две группы: мужские и женские. (Логопед выставляет на доску изображение мальчика и девочки.)

Запись на карточках:
_ртём _лл_ _гриппин_ _нтон

__лён_ лексей _ня _ртур

н ст сия _лекс_ндр _ндрей

5 Соотнесение слов со звуковой схемой.

Развитие логического мышления (задание 2, с. 3).

Логопед: Девочка и мальчик принесли картинки с предметами, а также загадки про эти предметы. Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове.
Запишите слова в три столбика, соответственно схемам.

Рыжий хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко Ну, конечно, это... (белка).

Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост - ее краса. Это кумушка-... (лиса).

Схемы:

На одной ноге стоит, Полосатая лошадка -

В воду пристально глядит. Вся как детская тетрадка.

На носу повисла капля. Нет ни кляксы, ни пятна.

Ну конечно, это... (цапля). В Африке живет она. (Зебра)

Лежит пузан на сельской грядке,
Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни... (машина).

6.Физминутка.

Пальчиковая гимнастика - «Замок», «Зайка и барабан», «Зайка и зеркало».

7.Развитие звукового анализа на уровне предложения.
Логопед: Девочка и мальчик записывали предложения. Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочитайте предложения.

Запись на доске:

М м_ купил_ в м_ г_ зине в_ ту.

Около дом стоит __ втомобиль.

Соб к__ сидит около будки.

В з боре был_ огромн_ я дыр_.

8.Развитие связной речи.

Логопед: Посмотрите на картинки и составьте по ним сказку о зайце и зайчатах (выставляет картинки).

(Учащиеся первого класса составляют сказку устно и называют слова со звуком А, определяют положение звука и буквы в слове. Учащиеся второго и третьего класса записывают слова или предложения по заданию логопеда.)

Картинки: заяц, избушка, капуста, репа, огород, картофель, кабачки.

Иг рушки: пирамидка, кукла, машина, зайчата, баран, лиса, кабан.

Приблизительный текст сказки.

На лесной опушке в старой избушке жил заяц со своими зайчатами. У него был огород. Там он выращивал кабачки, капусту, репу и картофель. Осенью заяц собрал богатый урожай и пригласил в гости своих друзей. Лиса принесла для зайчат пирамидку, кабан и баран принесли куклу и машину. Зайчата были рады. Заяц угощал зверей свежими овощами.

III. Итог занятия (задание 3, с. 3)

Логопед: Назовите и запишите сначала названия овощей и фруктов с буквой А в середине слова, затем - с буквой А в начале слова и в конце слова. Дайте характеристику звуку А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: