Глава первая

ЭЛЕКТРОПРИВОД

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Определение понятия “электропривод”

Функции электропривода и задачи курса

Глава вторая. ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Уравнение движения

Приведение моментов и моментов инерции

Механические характеристики

Регулирование координат электропривода

Глава третья. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Основные уравнения

3.2. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, U = const

3.3. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, I = const

Характеристики и режимы при последовательном возбуждении

Номинальный режим. Допустимые значения координат

Регулирование координат в разомкнутых структурах

Регулирование координат в замкнутых структурах

Технические реализации. Применения

Глава четвертая. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Простые модели асинхронного электропривода

Механические характеристики. Режимы

Номинальный режим

Двигатель с короткозамкнутым ротором - регулирование координат

Двигатель с фазным ротором - регулирование координат

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов

Технические реализации. Применения

Глава пятая. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ

Общие сведения

5.2. Переходные процессы при L = 0 и быстрых изменениях воздействующего фактора

5.3. Переходные процессы при L = 0 и “медленных” изменениях воздействующего фактора

Переходные процессы при L № 0

Переходные процессы в системах

Глава шестая. ЭНЕРГЕТИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Общие сведения

Способы оценки энергетической эффективности

Анализ потерь в установившихся режимах

Анализ потерь в переходных режимах

Энергосбережение средствами электропривода

Глава седьмая. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

Общие сведения

Нагрузочные диаграммы. Стандартные режимы

Тепловая модель двигателя

Выбор двигателя и преобразователя

Оценка надежности и экономичности электропривода

Литература

Глава первая

Введение, общие сведения

1.1. Определение понятия “электропривод”

Электропривод - это управляемая электромеханическая система. Её назначение - преобразовывать электрическую энергию в механическую и обратно и управлять этим процессом.

Электропривод имеет два канала - силовой и информационный (рис.1.1). По первому транспортируется преобразуемая энергия (широкие стрелки на рис. 1.1), по второму осуществляется управление потоком энергии, а также сбор и обработка сведений о состоянии и функционировании системы, диагностика ее неисправностей (тонкие стрелки на рис. 1.1).

Рис. 1.1. Общая структура электропривода

Силовой канал в свою очередь состоит из двух частей - электрической и механической и обязательно содержит связующее звено- электромеханический преобразователь.

В электрическую часть силового канала входят устройства ЭП, передающие электрическую энергию от источника питания (шин промышленной электрической сети, автономного электрического генератора, аккумуляторной батареи и т.п.) к электромеханическому преобразователю ЭМП и обратно и осуществляющие, если это нужно, преобразование электрической энергии.

Механическая часть состоит из подвижного органа электромеханического преобразователя, механических передач и исполнительного органа установки, в котором полезно реализуется механическая энергия.

Электропривод взаимодействует с системой электроснабжения или источником электрической энергии, с одной стороны, с технологической установкой или машиной, с другой стороны, и наконец, через информационный преобразователь ИП с информационной системой более высокого уровня, часто с человеком - оператором, с третьей стороны (рис. 1.1).

Можно считать, что электропривод как подсистема входит в указанные системы, являясь их частью. Действительно, специалиста по электроснабжению электропривод обычно интересует как потребитель электроэнергии, технолога или конструктора машин - как источник механической энергии, инженера, разрабатывающего или эксплуатирующего АСУ, - как развитый интерфейс, связывающий его систему с технологическим процессом или системой электроснабжения.

Практически все процессы, связанные с механической энергией, движением, осуществляются электроприводом. Исключение составляют лишь автономные транспортные средства (автомобили, самолеты, некоторые виды подвижного состава, судов), использующие неэлектрические двигатели. В относительно небольшом числе промышленных установок используется гидропривод, еще реже - пневмопривод.

Столь широкое, практически повсеместное распространение электропривода обусловлено особенностями электрической энергии - возможностью передвигать ее на любые расстояния, постоянной готовностью к использованию, легкостью превращения в любые другие виды энергии.

Сегодня в приборных системах используются электроприводы, мощность которых составляет единицы микроватт; мощность электропривода компрессора на перекачивающей газ станции - десятки мегаватт, т.е. диапазон современных электроприводов по мощности превышает 1012. Такого же порядка и диапазон по частоте вращения: в установке, где вытягиваются кристаллы полупроводников, вал двигателя должен делать 1 оборот в несколько десятков часов при очень жестких требованиях к равномерности движения; частота вращения шлифовального круга в современном хорошем станке может достигать 150000 об/мин.

Но особенно широк - безгранично широк - диапазон применений современного электропривода: от искусственного сердца до шагающего экскаватора, от вентилятора до антенны радиотелескопа, от стиральной машины до гибкой производственной системы. Именно эта особенность - теснейшее взаимодействие с технологической сферой - оказывала и оказывает на электропривод мощное стимулирующее влияние. Непрерывно растущие требования со стороны технологических установок определяют развитие электропривода, совершенствование его элементарной базы, его методологии. В свою очередь, развивающийся электропривод положительно влияет на технологическую сферу, обеспечивает новые, недоступные ранее возможности.

С энергетической точки зрения электропривод - главный потребитель электрической энергии: сегодня в развитых странах он потребляет более 60% всей производимой электроэнергии. В условиях дефицита энергетических ресурсов это делает особенно острой проблему энергосбережения в электроприводе и средствами электропривода.

Специалисты считают, что сегодня сэкономить единицу энергетических ресурсов, например 1т условного топлива, вдвое дешевле, чем ее добыть. Нетрудно видеть. что в перспективе это соотношение будет изменяться: добывать топливо становится всё труднее, а запасы его всё убывают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: