Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями решение технической задачи, обеспечивающее положительный эффект (новые технологии, конструкции, новые вещества)

Тема 8: Нематериальные ресурсы и нематериальные активы

1. Понятие и виды нематериальных ресурсов (НРМ) и нематериальных активов предприятия

(НМА)

а) понятие и роль НРМ в повышении эффективности деятельности предприятий

б) объекты промышленной собственности

в) объекты интеллектуальной собственности

г) прочие НРМ

д) понятие, оценка и износ нематериальных активов предприятия

2. Охрана прав собственности на НМР и способы их реализации

а) особенности правовой защиты НМР

б) способы реализации прав собственности на НМР

в) франчайзинг

1. Понятие и виды НМР

а) понятие и роль НМР в повышении эффективности деятельности предприятий.

Необходимым условием успешного финансирования любого предприятия в рыночной экономике является эффективное использование его собственных так называемых НМР.

НМР – это составная часть потенциала предприятия, способная приносить экономическую выгоду в течение относительно длительного периода, для которой характерно отсутствие материальной основы получения доходов и неопределенность размеров будущей прибыли от ее использования.

К НРМ предприятия относятся:

- объекты промышленной собственности;

- объекты интеллектуальной собственности;

- прочие НРМ

Промышленная и интеллектуальная собственность – это понятия, применяемые для обозначения исключительного права на использование определенных НРМ.

Все многообразие объектов, относимых к НРМ, является результатом творческой деятельности ученых, инженеров, экономистов и других представителей интеллигенции. Продукты их труда стимулируют новые витки научно-технического прогресса, являясь исходным пунктом и основой любого инновационного процесса. Развитие рыночных отношений привело к необходимости признать результаты интеллектуальной деятельности товаром.

В условиях насыщения рынка разнообразными товарами предприятие-производитель должно непрерывно совершенствовать возможности предложения, продвижения и реализации своих товаров и услуг. Действенным инструментом в этом случае может быть использование НРМ. Например, обладание лицензией дает ее собственнику исключительное право использования определенного технического достижения и тем самым обеспечивает ему определенные конкурентные преимущества.

б) объекты промышленной собственности

К ним относятся: - изобретения;

- промышленные образцы;

- полезные модели;

- товарные знаки и знаки обслуживания.

Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями решение технической задачи, обеспечивающее положительный эффект (новые технологии, конструкции, новые вещества).

Решение технической задачи при этом должно быть существенно новым, т.е. принципиально отличаться от известных решений аналогичной задачи в мировой практике.

Промышленный образец – это новое художественно-конструкторское решение, в котором достигается единство технических и эстетических характеристик изделия. Промышленные образцы могут быть объемными (модели, макеты), например, внешний вид мебели, станка, автомобиля; плоскостными (рисунок), например, внешний вид ковра, ткани; или комбинированным.

Промышленный образец считается новым, если совокупность его существенных признаков не встречалась в стране или за рубежом на момент фиксации его приоритета. Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть воспроизведен промышленным способом в производстве.

Полезная модель – это модель изделия, имеющая новую внешнюю форму, размещение (компоновку) отдельных составных частей. Для регистрации полезной модели достаточно любых изменений в пространственной компоновке изделия.

Товарный знак (торговая марка), знак обслуживания – это обозначение, по которым товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц. В качестве обозначения может быть представлено графическое изображение, рисунок, клеймо, этикетка, определенное сочетание цифр, букв или слов.

Знак, как правило, помещается на самых товарах, на упаковке, фирменном бланке и т.д. Имея широко известные торговые знаки, фирма может оказывать влияние на величину спроса, осуществляя минимальные вложения в маркетинг.

в) объекты интеллектуальной собственности

Объектами интеллектуальной собственности являются, по сути, в широком смысле все виды НРМ. Однако в узком смысле к ним относят:

1) Программное обеспечение (компьютерные программы);

2) Банк данных – совокупность данных в машиночитаемой форме;

3) База данных – ядро банка данных – совокупность данных, относящихся к определенной предметной среде и систематизированных таим образом, чтобы эти данные могли быть легко найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

4) Информационная система – совокупность всех данных и программ, используемых в автоматизированных системах.

г) прочие НРМ

1) Рационализаторское предложение – предложение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано, и предусматривающее создание или изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники и оснастки или состава материала. Принципиальное отличие рационализаторского предложения от изобретения заключается в том, что оно уже может быть известно и использовано на других предприятиях, но для данного предприятия является новым.

2) «Ноу-хау» (по английски – «знаю как»). Сюда включаются не защищенные правовым путем научно-технические и экономические знания, производственный и коммерческий опыт, специальные навыки, которые могут быть использованы при изготовлении и реализации конкурентоспособной продукции.

Элементом «ноу-хау» могут быть:

- технологические секреты (состав сырья, оптимальные режимы обработки сырья; состав применяемых инструментов и технологической оснастки)

- специальные знания в области маркетинга;

- особенности упаковки продукции и т.п.

3) Наименование места происхождения товара (НМТП). НМТП – это название страны, населенного пункта или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, людскими и историческими факторами (вологодское масло, тульские пряники, богемское стекло и т.д.). Использованием НМПТ считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, бланках и иной документации, связанной с введение товара в хозяйственный оборот.

4) Гудвил – представляет собой совокупность факторов, которые обеспечивают возможность получения дополнительной прибыли. К ним относятся: имидж, местонахождение предприятия, наличие деловых связей, престиж товарных знаков, клиентура предприятия, квалификация менеджеров, взаимоотношения в коллективе и др. Созданный за счет высокого качества выпускаемых товаров имидж фирмы, в свою очередь, существенно поддерживает при прочих равных с конкурентами условиях высокий спрос на ее продукцию.

В конечном счете гудвил по сути отражает отличия между налаженным, процветающим бизнесом и бизнесом на стадии становления.

Перечисленные выше факторы, улучшающие имидж предприятия, обычно учитываются при определении продажной цены предприятия. На момент продажи его цена включает рыночную стоимость имущества и стоимость деловой репутации, которая характеризуется способностью получения сверх прибыли. В практике имеет место и негативный гудвил (цена продажи предприятия ниже рыночной стоимости его имущества)

д ) понятие, оценка и износ НМА.

НМА – это права на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности, а также иные имущественные права.

К НМА относятся: - право на объекты промышленной собственности;

- авторское право;

- право на пользование другими НМР;

- право на пользование землей и другими природными ресурсами;

- организационные затраты на создание предприятия.

В международной практике действует несколько методов оценки НМА фирмы:

- по себестоимости, если они создаются самим предприятием;

- по цене приобретения, при покупке (например, лицензия на использование ноу-хау);

- по рыночной стоимости, если предприятие принимает решение продать какие-либо НМА или вложить их в уставный фонд другого предприятия.

На НМА начисляется износ в виде амортизационных отчислений. Нормы амортизации устанавливаются самим предприятием в зависимости от срока использования того или иного вида НМА. Для НМА, по которым нельзя определить период их полезного использования, норма амортизации определяется из расчета на 10 лет, то есть 10%.

2. Охрана прав собственности на НМР и способы их передачи.

а) особенности правовой защиты НМР

Отдельные элементы НМР имеют свои особенности правовой защиты.

- Собственники объектов промышленной собственности получают исключительные права на их использование с помощью патентов на изобретение, промышленный образец, а также свидетельства на товарный знак и полезную модель.

Патент представляет собой документ, выданный государственным органом (патентным ведомством), дающий исключительное право его владельцу использовать обозначенные в патенте технические решения.

Патент обеспечивает исключительное право на использование изобретения только в пределах государства, выдавшего его. Это означает, что для защиты изобретения за границей необходимо патентовать его во всех странах, которые могут быть заинтересованы в использовании такого рода научно-технических достижений.

Патент выдается на изобретение и промышленный образец.

Правовая защита полезной модели и товарного знака осуществляется на основе получения свидетельства об их государственной регистрации. Свидетельство на регистрацию полезной модели выдается сроком на 5 лет с возможностью продления еще на 5 лет. Товарный знак – на 10 лет.

Символ «R», проставленный в нижнем или верхнем правом углу товарного знака, означает, что он имеет правовую защиту. Для знаков обслуживания используется символ «SM»

- Авторское право – это система правовых норм, защищающих право на собственность авторов научных публикаций, литературных и художественных произведений, программного обеспечения.

- Правовая защита места происхождения товара осуществляется на основе его регистрации и получения свидетельства. Следует отметить, что право использования НМПТ не является исключительным. Так, собственник свидетельства не может предоставлять лицензии на использование МПТ другим лицом.

Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвил, представляющие собой собственность предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Но их разглашение может нанести ущерб предприятию. Потому они являются частью коммерческой тайны предприятия. Состав информации, составляющей коммерческую тайну, определяется руководством предприятия. За разглашение коммерческой тайны предусматривается суровая ответственность, вплоть до уголовной. Поэтому, если коммерческая тайна стала известна другим лицам, последние ею могут свободно пользоваться.

б) способы реализации прав собственности на НМР

Реализация права собственности на НМР возможна либо путем их использования самим собственником, либо с его позволения предоставления такого права другим заинтересованным сторонам. Такая передача права использования осуществляется в форме лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение – это договор, в соответствии с которым собственник (лицензиар) изобретения, промышленного образца, полезной модели, товарного знака, коммерческой тайны передает другой стороне (лицензиату) лицензию (разрешение) на использование в определенных рамках своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.п. за оговоренное вознаграждение. Лицензионное соглашение является коммерческой сделкой. В нем предусматривается условия продажи лицензии, ее оплаты, права и обязанности лицензиара и лицензиата. На проданную лицензию выдается лицензионный паспорт.

В зависимости от основания, на котором выдается разрешение на использование объекта лицензии, различают:

- добровольную;

- принудительную, которая выдается (на практике – крайне редко) на основании решения государственного органа против воли собственника патента.

В зависимости от объема прав на использование лицензии различают:

- обыкновенную, оставляющую лицензиару право личного использования технического решения и заключать аналогичные лицензионные соглашения с другими лицензиатами;

- исключительную, передающую лицензиату право исключительного пользования объектом лицензии. Но лицензиар сохраняет за собой право использовать объект лицензии;

- полная, предусматривающая переход к лицензиату всех прав на использование технического решения, а лицензиар лишается права пользования объектом лицензии в течение указанного в договоре периода.

В зависимости от характера объекта лицензии различают:

- патентные лицензии;

- беспатентные, получившие в последнее время широкое распространение.

За использование объекта лицензионного соглашения лицензиат выплачивает лицензиару определенное вознаграждение. Наибольшее распространение на практике получили следующие виды расчетов:

1) Периодические выплаты в течение лицензионного соглашения (роялти) – они устанавливаются в виде ставок к объему продаж, себестоимости производства или в расчете на единицу лицензионной продукции.

2) Одноразовое вознаграждение, представляющее по сути фактическую цену лицензии. Оно не зависит от объемов производства и сбыта лицензионной продукции.

3) Расчет путем передачи лицензиару части ценных бумаг (акций, облигаций) лицензиата.

4) Взаимный обмен лицензиями.

в) франчайзинг

Одной из специфических, смешанных форм передачи прав собственности на НМР является договор франчайзинга.

Франчайзинг (Ф) – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнерских отношений. Взаимодействие крупного (корпорация, фирма) и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи.

Предметом договора является обязанность франчайзера передачи франчайза, работающего в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение своих товаров, исключительного права на производство и сбыт товаров под торговой маркой и от имени франчайзера оговоренных товаров и услуг, а также апробированных технологий бизнеса.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме этого, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую франчайзи. Плата, как правило, устанавливается 1-5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих постоянные долгосрочные рекламные проекты.

Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании «Макдональдс» вносят 12%. Например, в США владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долларов в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.

Преимущества франчайзинга:

фирма-франчайзи: - приобретает некоторую гарантию своего существования;

- экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов;

- имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов;

- открывает свое дело с меньшим риском;

фирма-франчайзер: - расширяет сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеет информацию для быстрого реагирования на изменение спроса;

- привлекают дополнительный капитал.

Недостатки: - размер регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продажи может поставить франчайзи в трудное финансовое положение;

- наличие права у франчайзера проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенный в инструкциях партнерской компании, могут сдерживать инициативу и ограничивать возможности маневра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: