Проблемная адаптация (чувство беззащитности из-за отрыва от семьи)

Формируется в условиях:

А) Госпитализация, помещение в ясли, школу, другую семью, детский дом.

Легкость адаптации объясняется отсутствием у детей устойчивого эмоционального контакта – привязанности к матери. Чем более привязан ребенок к матери – тем труднее адаптация. Трудно адаптируются единственные или поздние дети; мальчики; дети, имеющие конфликтных родителей.

Симптомы: страхи, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), капризы, упрямство, негативизм (в полную силу проявляется дома). Адаптационный стресс ведет к изменению защитных сил организма, ребенок более ОРЗ, бронхиты, инфекции; психомоторные нервные нарушения (тики, заикания); аффективная заостренность темперамента ребенка (флегматики заторможены…).

Б) Неприятие воспитателем, группой. Враждебные отношения.

В) Смена д\с, школы, перемена места жительства.

Г) Невозможность соответствовать ожиданиям педагогов, родителей.

Профилактика трудной адаптации:

А) Отказ от заорганизованной жизни детей – больше времени играм и общению (снять напряжение).

Б) Отказ от частой смены воспитателей и учителей.

В) Уменьшение количественного состава группы, вывести ребенка из разновозрастной группы.

Г) Отказ от авторитарного стиля руководства, излишней категоричности, непримиримости.

Д) Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в воспитательном учреждении.

Е) Формирование мотивации ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов – М.: Изд-во МГУ, 1988.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.: Тривола, 1995.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов – М.: Изд-во МГУ, 1988.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.: Тривола, 1995.

3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Под ред. И.В.Дубровиной – М., 1995) «Академия», 1995. – 170 с.

4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд. – М.: «Академия», 1998. – 128 с.

5. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.

6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.

7. ХомскаяЕ.Д., Бытовва Н.Я. Мозг и эмоции. – М., 1998.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.

9. Астапов Р.В. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1991.

10. Измерения интеллекта детей / Под ред. Гильбух Ю.З. – Киев, 1992.

11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

12. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

13. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

14. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997.

15. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

16. Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Боджалева А.А., Столина В.В. – М.: Педагогика, 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: