Формируется в условиях:
А) Госпитализация, помещение в ясли, школу, другую семью, детский дом.
Легкость адаптации объясняется отсутствием у детей устойчивого эмоционального контакта – привязанности к матери. Чем более привязан ребенок к матери – тем труднее адаптация. Трудно адаптируются единственные или поздние дети; мальчики; дети, имеющие конфликтных родителей.
Симптомы: страхи, депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность), капризы, упрямство, негативизм (в полную силу проявляется дома). Адаптационный стресс ведет к изменению защитных сил организма, ребенок более ОРЗ, бронхиты, инфекции; психомоторные нервные нарушения (тики, заикания); аффективная заостренность темперамента ребенка (флегматики заторможены…).
Б) Неприятие воспитателем, группой. Враждебные отношения.
В) Смена д\с, школы, перемена места жительства.
Г) Невозможность соответствовать ожиданиям педагогов, родителей.
Профилактика трудной адаптации:
А) Отказ от заорганизованной жизни детей – больше времени играм и общению (снять напряжение).
Б) Отказ от частой смены воспитателей и учителей.
В) Уменьшение количественного состава группы, вывести ребенка из разновозрастной группы.
Г) Отказ от авторитарного стиля руководства, излишней категоричности, непримиримости.
Д) Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в воспитательном учреждении.
Е) Формирование мотивации ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов – М.: Изд-во МГУ, 1988.
2. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.: Тривола, 1995.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов – М.: Изд-во МГУ, 1988.
2. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.: Тривола, 1995.
3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Под ред. И.В.Дубровиной – М., 1995) «Академия», 1995. – 170 с.
4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд. – М.: «Академия», 1998. – 128 с.
5. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.
6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.
7. ХомскаяЕ.Д., Бытовва Н.Я. Мозг и эмоции. – М., 1998.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.
9. Астапов Р.В. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1991.
10. Измерения интеллекта детей / Под ред. Гильбух Ю.З. – Киев, 1992.
11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
12. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
13. Фурманов И.А. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
14. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997.
15. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
16. Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Боджалева А.А., Столина В.В. – М.: Педагогика, 1988.