Семья как фактор, провоцирующий нервные нарушения детей

В основе нервных нарушений приобретенного характера – страхи, тревожность.

Страхи:

- возрастные – возникают у эмоционально-чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития;

- невротические – характеризуются: большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным или постоянным течением; неблагоприятным влиянием на формирование характера; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами; избеганием объекта страха, всего нового и неизвестного; трудностью устранения страхов.

Невротические страхи формируют устойчивую тревожность детей.

Тревожность как качество и состояние.

В 1980-83 гг. устойчивая тревожность (нач. шк.) – 16 %.

В 1990-93 гг. устойчивая тревожность (нач. шк.) – 72-75 %.

Источники детских страхов и тревожности: стили семейного воспитания, родительские позиции воспитания, мотивы родительского воспитания. Отношения в семье – основной источник тревожности у детей до 10 лет:

- боязнь, что с родителями что-то случиться – 92 %;

- боязнь доставить родителям неприятности – 78 %;

- боязнь физического насилия – 64 %;

- боязнь, что в семье не будет денег – 64 %;

- медицинские страхи – 32 %;

- боязнь несчастного случая – 51 % (исследование Б.И.Кочубей, 1983).

Е. Амен. Методика выявления школьной тревожности у учащихся начальных классов.

Категории ответов Количество высказываний %
1980-83 гг. 1990-93 гг
Школьные неприятности. Домашние неприятности. Боязнь физического насилия. Общение со сверстниками. Беспричинные страхи. Неуверенность в себе (комплексы). Тревога, связанная с резким неприятием школы и учителя.    

Страхи и тревожность проявляются:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: