В основе нервных нарушений приобретенного характера – страхи, тревожность.
Страхи:
- возрастные – возникают у эмоционально-чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития;
- невротические – характеризуются: большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным или постоянным течением; неблагоприятным влиянием на формирование характера; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами; избеганием объекта страха, всего нового и неизвестного; трудностью устранения страхов.
Невротические страхи формируют устойчивую тревожность детей.
Тревожность как качество и состояние.
В 1980-83 гг. устойчивая тревожность (нач. шк.) – 16 %.
В 1990-93 гг. устойчивая тревожность (нач. шк.) – 72-75 %.
Источники детских страхов и тревожности: стили семейного воспитания, родительские позиции воспитания, мотивы родительского воспитания. Отношения в семье – основной источник тревожности у детей до 10 лет:
- боязнь, что с родителями что-то случиться – 92 %;
- боязнь доставить родителям неприятности – 78 %;
- боязнь физического насилия – 64 %;
- боязнь, что в семье не будет денег – 64 %;
- медицинские страхи – 32 %;
- боязнь несчастного случая – 51 % (исследование Б.И.Кочубей, 1983).
Е. Амен. Методика выявления школьной тревожности у учащихся начальных классов.
Категории ответов | Количество высказываний % | |
1980-83 гг. | 1990-93 гг | |
Школьные неприятности. Домашние неприятности. Боязнь физического насилия. Общение со сверстниками. Беспричинные страхи. Неуверенность в себе (комплексы). Тревога, связанная с резким неприятием школы и учителя. |
Страхи и тревожность проявляются: