Пооперационные испытания при ремонтах обмоток турбогенераторов серии ТВМ проводятся в соответствии с указаниями завода-изготовителя.
Б. ИСПЫТАНИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ ОБМОТКИ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА
Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонтах турбогенераторов с полной или частичной сменой обмотки ротора, а также при ремонте в пределах ее лобовых частей приведены в табл. П1.4 — для машин с косвенным воздушным или водородным охлаждением обмотки возбуждения и в табл. П1.5 — для машин с непосредственным водородным охлаждением обмотки.
Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонтах обмоток роторов турбогенераторов с бесщеточной системой возбуждения, непосредственным воздушным и водяным охлаждением обмотки должны соответствовать указаниям завода-изготовителя с учетом специфики их конструкции.
При проведении испытаний необходимо выполнять следующие указания:
Изоляция обмотки ротора от седел испытывается во всех случаях снятия бандажей независимо от причин снятия.
|
|
Таблица П1.4. Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонте
обмотки ротора турбогенераторов с косвенным воздушным или
Водородным охлаждением обмотки возбуждения
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ | Характер и объем ремонта |
1. Незамененная изоляция токоподводов, отсоединенных от катушек и контактных колец 2. Незамененная изоляция токоподводов, отсоединенных от катушек, но не отсоединенных от контактных колец (если отсоединение токоподводов связано с повреждением их изоляции или требует снятия контактных колец) 2) 3. Незамененная изоляция контактных колец при отсоединенных токоподводах 4. Новая изоляция шин и стержней токоподводов до их укладки 4.1. Новая изоляция шин токоподводов 4.2. Новая изоляция стержней токоподвода перед укладкой их в изоляционный цилиндр 5. Новая изоляция шин и стержней токопроводов после их укладки 5.1. Новая изоляция шин токоподвода после укладки и клиновки, но до соединения с катушками и контактными кольцами 5.2. Новая изоляция стержней токоподвода после укладки в ротор (совместно с токоведущими болтами) 6. Новая изоляция контактных колец до насадки на вал ротора 3) 7. Новая изоляция контактных колец после насадки их на вал до соединения с токоподводами 8. Новая изоляция токоподводов посла присоединения к переизолированным контактным кольцам, но до соединения с катушками | 5,0 (7,0) 1) 4,0 4,0 6,5 (7,5) 6,5 (7,5) 5,0 (7,0) 5,0 (7,0) 6,0 4,5 4,0 | Полная замена обмотки ротора То же “ “ “ “ “ “ “ “ |
Продолжение табл. П1.4 на стр. 220
|
|
Таблица П1.4 (продолжение).
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ | Характер и объем ремонта |
9. Новая изоляция межкатушечных соединений (съемных деталей) отдельно от обмотки 10. Изоляция гильз до укладки их в пазы: миканитовых стеклотекстолитовых 11. Изоляция гильз после укладки их в пазы: миканитовых стеклотекстолитовых 12. Изоляция отдельных катушек после укладки в пазы и закрепления временными клиньями, но до соединения с другими катушками 13. Изоляция катушки после укладки в пазы, закрепления временными клиньями и соединения с ранее уложенной катушкой 14. Изоляция уложенной обмотки после первой опрессовки 15. Витковая изоляция обмотки после первой опрессовки 16. Изоляция обмотки после заклиновки постоянными клиньями 17. Изоляция обмотки перед посадкой роторных бандажей 18. Изоляция обмотки после насадки роторных бандажей 5) 19. Изоляция оставшейся (незамененной) части обмотки ротора после выемки поврежденной катушки 20. Изоляция катушек после их укладки и заклиновки временными клиньями (для турбогенераторов, испытание которых возможно без соединения обмоток новых катушек со старой обмоткой) 21. Изоляция обмотки совместно со старой обмоткой после первой опрессовки 22. Изоляция обмотки после заклиновки постоянными клиньями | 5,0 10,0 7,0 8,0 6,8 6,5 5,5 4,5 2,5-3,5 В на виток 4) 3,5 3,0 2,5 2,0 По пп.12-14 1,75 1,5 | Полная за мена обмотки ротора Тоже “ “ “ Полная или частичная замена обмотки рротора Полная замена обмотки ротора То же “ “ “ “ Частичная замена обмотки ротора То же “ “ |
Окончание табл. П1.4 на стр. 221
Таблица П1.4 (окончание).
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, к В | Характер и объем ремонта |
23. Изоляция обмотки: а) перед посадкой роторных бандажей б) после посадки роторных бандажей 5) 24. Изоляция лобовой части обмотки от седел при заземленной обмотке ротора перед посадкой бандажей 25. Изоляция обмотки от седел при заземленной обмотке ротора — испытание до ремонта 26. Изоляция обмотки от седел после ремонта при заземленной обмотке 27. Изоляция обмотки ротора от корпуса после окончания ремонта при снятых бандажах 28. Изоляция обмотки ротора до и после ремонта 29. Изоляция обмотки ротора после насадки роторных бандажей 30. Изоляция обмотки ротора после снятия бандажей, удаления расклиновки, фрезеровки шлицев и удаления седел: от корпуса витковая | 1,25 1,0 2,5 2,5 2,0 1,0 Проверка мегаомметром 1000 В Тоже 1,25 2,5-3,5 В на виток | Частичная замена обмотки ротора Тоже “ Ремонт в пределах лобовой части Тоже “ “ “ Реконструкция вентиляции лобовых частей обмотки |
1) В скобках — испытательное напряжение для жесткого присоединения токоподводов к нижнему витку малой катушки.
2) При полной замене изоляции обмотки ротора изоляция токоподводов заменяется только в том случае, если она не выдержала испытаний по пп. 1 и 2.
3) Если выступающая часть изоляции под контактными кольцами менее 15 мм, то при испытании новой изоляции контактных колец до насадки на вал турбогенераторов испытательное напряжение снижается до 5 кВ.
4) В случаях испытаний витковой изоляции обмоток роторов импульсным напряжением значение его на выводах не должно превышать величины испытательного напряжения корпусной изоляции более чем на 10%.
5) По завершении ремонта измеряется сопротивление обмотки постоянному току по п. 3.6 Норм.
Таблица П1.5. Объем и нормы пооперационных испытаний обмотки ротора
при ремонте турбогенераторов серии ТВВ, ТВФ, ТГВ (200 и 300 МВт)
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ | Продолжительность испытания, мин | Характер и объем ремонта |
1. Изоляция перед укладкой новых шин токоподводов турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 2. Изоляция перед укладкой в изоляционный цилиндр новых стержней токоподводов турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 3. Изоляция новых токоведущих винтов перед установкой на ротор турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 4. Изоляция новых шин токоподводов после укладки и заклиновки турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 5. Изоляция новых стержней токоподводов после укладки в ротор совместно с токоведущими винтами, но без токоподводов и контактных колец турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 6. Изоляция новой втулки контактных колец после механической обработки до посадки колец турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ | 8,6 > 15Uном + 3,35 > 5,6 10,0 8,6 > 15Uном +3,35 > 5,6 8.6 8,6 > 15Uном +3,35 > 5,6 8.6 7,6 > 14Uном + 2,7 > 4,8 9,1 7,6 > 14Uном + 2,7 > 4,8 6,7 8,6 > 15Uном 4+ 4,7 > 5,6 8,6 | Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец Тоже “ “ “ “ “ “ “ “ “ |
Продолжение табл. П1.5 па стр. 223
|
|
Таблица П1.5 (продолжение).
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ | Продолжительность испытания, мин | Характер и объем ремонта |
7. Изоляция контактных колец после посадки их на втулку турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 8. Изоляция контактных колец после посадки их на ротор турбогенераторов: ТВВ,ТВФ ТГВ 9. Изоляция новых гильз перед укладкой в пазы: а) миканитовых у турбогенераторов ТГВ б) стеклотекстолитовых у турбогенераторов: ТВВ,ТВФ ТГВ 10. Изоляция новых гильз после укладки в пазы: а) миканитовых у турбогенераторов ТГВ б) стеклотекстолитовых у турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 11. Изоляция катушек от корпуса после укладки в пазы и закрепления временными клиньями каждой отдельной катушки, не имеющей нижнего соединения, и каждой пары смежных катушек, имеющих нижнее соединение катушек: а) в миканитовых гильзах турбогенераторов ТГВ б) в стеклотекстолитовых гильзах турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ | 8,6 > 15Uном 4+ 3,35 > 5,6 7,6 6 > 9Uном +1+ 3,35 > 3,6 6,4 6,8 > 12Uном + 2,8 > 4,25 8,5 6,5>11Uном+2,5>4,2 6,5 6.5 5,7 > 10Uном + 2,2 > 3,7 5,7 | Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец “ “ “ “ “ “ “ “ “ “ “ |
Продолжение табл. П1.5 на стр. 224
|
|
Таблица П1.5 (продолжение).
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ | Продолжительность испытания, мин | Характер и объем ремонта |
12. Витковая изоляция катушек после первой опрессовки пазовых и лобовых частей (испытания импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой) 13. Корпусная изоляция обмотки после первой опрессовки пазовых и лобовых частей: а) с миканитовыми гильзами для турбогенераторов ТГВ б) со стеклотекстолитовыми гильзами для турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 14. Витковая изоляция катушек после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки (испытания импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой) 15. Корпусная изоляция обмотки после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки: а) с миканитовыми гильзами для турбогенераторов ТГВ б) со стеклотекстолитовыми гильзами для турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ | 150 В на виток 5,8 5 > 10Uном + 1,6 > 3 5,0 150 В на виток 5,0 4,5 > 10Uном+1,2>2,6 4,5 | 0.1 0.1 | Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец Тоже “ “ “ “ “ “ |
Продолжение табл. П1.5 на стр. 225
Таблица П1.5 (продолжение).
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ | Продолжительность испытания, мин | Характер и объем ремонта | |
16. Вентиляционные каналы обмотки ротора после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки (проверка на проходимость воздухом) для турбогенераторов: ТВВ*, ТВФ* ТГВ (каждый канал обмотки) 17. Корпусная изоляция обмотки перед посадкой бандажей: а) с миканитовыми гильзами для турбогенераторов ТГВ б) со стеклотекстолитовыми гильзами для турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 18. Вентиляционные каналы лобовой части обмотки ротора после посадки бандажей (проверка на проходимость) 19. Корпусная изоляция обмотки ротора совместно с токоподводами и контактными кольцами после посадки бандажей для турбогенераторов: ТВВ, ТВФ ТГВ 20. Обмотка ротора в холодном состоянии после посадки бандажей (измерение сопротивления постоянному току) | По стандарту (нормали) АО «Электросила» Воздух должен свободно проходить через все каналы обмотки 4,4 4,25 > 9Uном +1 > 2,3 4,25 По п. 16 4,9 > 9Uном +0,7> 2,1 4,0 | — — | Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец То же “ “ “ “ | |
См. примечание 3 | ||||
Продолжение табл. П1.5 па стр. 226
Таблица П1.5 (продолжение).
Испытуемый элемент | Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ | Продолжительность испытания, мин | Характер и объем ремонта | |
21. Обмотки ротора после посадки бандажей (измерение полного сопротивления переменному току при напряжениях 0,05, 0,1, 0.15 и 0,2 кВ на неподвижном роторе и при номинальной частоте вращения) 22. Элементы, указанные в пп. 9-21 23. Изоляция контактных колец совместно с токоподводами, отсоединенными от обмотки для турбогенераторов: ТВВ,ТВФ ТГВ 24. Вентиляционные каналы обмотки ротора до снятия бандажей (проверка на проходимость) 25. Изоляция оставшейся части обмотки после выемки поврежденных катушек совместно с изоляцией токоподводов и контактных колец для турбогенераторов: а) от корпуса: ТВВ, ТВФ ТГВ б) витковая: - испытание импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой | См. примечание 3 | Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец Полная замена обмотки ротора. Токоподводы и контактные кольца не ремонтируются Тоже “ Частичный ремонт обмотки Тоже “ “ | ||
По пп. 9-21 5,5 > 7Uном + 3 > 4,0 5,5 По п. 16 3,0 > 7Uном + 0,5 > 1.5 3.0 100 В на виток | — -- 0.1 | |||
Приложение 1