Формулирование группового поведения в организации. Типы групп. Структура и основн харак-ки группы

Группа — относительно обособленное объединение определенно­го количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимоза­висимых и взаимовлияющих друг па друга для достижения конкрет­ных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого. Группы классифицируются по различным признакам Классификация групп

Признак классификации Виды групп
Размер группы Большие, малые
Сфера совместной деятельности Управленческие, производственные
Уровень развития Высокоразвитые, слаборазвитые
Реальности существования Реальные, условные
Степень формализации (принцип создания) Формальные, неформальные
Цели новации Целевые (проектные), функциональные, по интересам, дружеские
Период функционирования Постоянные, временные
Характер вхождения индивида в группу Референтные, нереферентные (группы принадлежности)

5Характеристики группы

Различают основные и ситуационные характеристики группы. Основные характеристики зависят от группы, определяются харак­тером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотруд­ников. Они формируются в процессе развития группы. Ситуационные характеристики зависят от условий функциони­рования групп, определяемых организацией. Они оказывают значи­тельное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улуч­шению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.

5.6Основные характеристики группы

Структура группы — это схема взаимоотношений в группе меж­ду ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ро­левых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квали­фикационных характеристиках и половозрастном составе. Статус — положение работника в группе в соответствии с занима­емой должностью (формальный, официальный статус), а также поло­жение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (нефор­мальный, неофициальный статус). Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли — определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой. Роли могут быть:» предполагаемыми (ожидаемыми) — это модель поведения, ожи­даемая от членов группы и определяющаяся работой; «воспринимаемыми — модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;» предписанными — фактическая модель поведения члена группы. Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должно­стью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе скла­дывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как пра­вило, всеми ее членами. Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может вы­полнять в ней несколько неформальных ролей. Люди исполняют неформальные роли группового поведения в со­ответствии со своими личностными способностями и внутренним при­званием. Так, американский исследователь Мередит Белбин выделяет сле­дующие возможные роли членов группы: координатор, организатор, генератор идей, искатель (разведчик ресурсов), математик (оценщик идей, критик), командным игрок, исполнитель, финишер, специалист. Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей. М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен там, где имеют место быстрые изменения содержания работы. Исследования показали, что особенно высоких показателей доби­лись группы, в которых были:» способный руководитель;» сильный генератор идей; «интеллектуал, стимулирующий генератора идей;» математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуж­даемых предложений. М. Белбин рекомендует менеджерам развивать навыки работы не только в предпочитаемой ими командной роли, но и в других ролях, что позволит им решать периодически возникающие в группе проблемы. Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволя­ет сделать ряд выводов. 1. Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная под­держка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психоло­гическая атмосфера в коллективе. 2. Чем более полная и разнообразная ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы. 3. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения со­держания работы. Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия чле­нов группы, принятые и выполняемые ими. Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в опре­деленных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер. Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее чле­нов. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рас­считывать на принадлежность к группе, се признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются. Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности органи­зации. Они могут быть положительными и поощрять поведение лю­дей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достиже­нию целей организации. Группы могут иметь разнообразные нормы. 1. Нормы деятельности: отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам; интенсивность работы; отноше­ние к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дис­циплины и т. п. 2. Нормы, регламентирующие форму одежды. 3. Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы. Лидерство — способность оказывать влияние на других людей, на­правляя их усилия на достижение целей организации. В формальной группе формальным лидером выступает руководи­тель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку ли­дер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотно­шения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказы­вать членов группы по результатам работы. В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, пред­ставляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе. Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необхо­димо, в работу для достижения поставленных целей группы. Групповые процессы — процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выпол­нении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку. Конфликтность — различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: