Профилактика «сгорания»

Цель: поиск способов профилактики «сгорания» в консультировании.

Методика: консультирование требует эмоционального вовлечения консультанта в проблемы и жизнь клиента, что может привести к эмоциональному и физическому истощению, так называемому синдрому «сгорания». Консультанты, чья работа связана прежде всего с общением, подвержены этому больше, чем люди других профессий. Целью данного упражнения является предоставление участникам возможности поиска способов, при помощи которых можно проводить профилактику «сгорания». Все участники разбиваются на небольшие подгруппы, состоящие из 4-5 человек. Их задача состоит в том, чтобы, работая в малых группах, провести «мозговой штурм» и постараться выделить как можно больше различных способов, позволяющих предотвратить «сгорание». Методы, выделенные в результате такой работы, записываются «писцами» на больших листах бумаги. Ниже мы приводим в качестве примера комплекс действий, придуманный членами групп, также принимавшими участие в выполнении данного упражнения. Итак, чтобы предотвратить «сгорание», необходимо:

· обсуждать с коллегами возникающие в процессе работы трудности;

· организовывать перерывы в работе;

· сочетать работу и полноценный отдых;

· работать с одним клиентом, в течение одной сессии;

· использовать методы релаксации;

· использовать медитативные техники;

· в свободное от работы время заниматься чем-то далеким от консультирования;

· слушать музыку;

· планировать жизнь и управлять ею;

· управлять временем;

· выражать чувства, возникающие по отношению к другому человеку;

· заниматься спортом.

По прошествии 15 минут вновь образуется общий круг, и листы с записями раскладываются на полу в центре круга. Тренер предлагает участникам поделиться возникшими идеями с остальными членами группы, а также составить план по профилактике «сгорания» в рамках собственной консультативной практики.

Сгорание (стадии и стратегии профилактики)

Термин «сгорание» обычно используется для описания чувств, связанных с длительным стрессом, имеющим непосредственное отношение к профессиональной деятельности. Консультанты особенно подвержены действию такого стресса, поскольку им приходится очень тесно работать с другими людьми.

Свойственные сгоранию характеристики:

· утрата мотивации;

· развитие скорее негативных, нежели позитивных установок по отношению к работе, а также по отношению к другим людям;

· появление ощущения сужения свободы выбора;

· чувство юмора теряется вовсе либо приобретает «черный» оттенок;

· появление чувства, что все действия совершаются по принуждению, а не в результате собственного выбора.

Маслач выделяет в процессе сгорания три стадии: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение уровня личных достижений.

Эмоциональное истощение

Первым признаком начала сгорания является ощущение эмоциональной усталости. Консультант чувствует, что у него осталось очень мало того, что он может дать другим людям, и он пытается справиться с этим, постепенно отгораживаясь от людей. Это ведет ко второй стадии — деперсонализации.

Деперсонализация

На протяжении этой стадии то, что консультант отгораживается от других людей, используя деперсонализацию как стратегию преодоления стресса, ведет к появлению чувства одиночества. Окружающие также представляются в негативном свете, и очень часто специалист начинает испытывать неприязнь по отношению к тем людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал. Часто такие люди тратят много энергии на то, чтобы избежать встреч с клиентами и просто другими людьми, иногда заваливая себя бумажной работой и административными делами, а иногда делая все встречи очень короткими. На данной стадии превалирующей установкой является негативная установка по отношению к себе и другим.

Снижение уровня личных достижений

У человека, пережившего сгорание, в конце концов появляется чувство, что у негр очень мало личных достижений. В некоторых случаях это действительно так. Но иногда случается, что негативная установка приводит к неспособности адекватно оценивать себя и результаты собственной работы.

Как справиться со сгоранием

Пайнс, Аронсон и Кефри предлагают четыре основные стратегии, при помощи которых можно справиться со сгоранием [цит. по 4]:

· осознание того, что данная проблема действительно существует;

· принятие на себя ответственности за совершение каких-либо действий, связанных непосредственно с данной проблемой;

· достижение определенной степени когнитивной ясности;

· развитие новых способов, позволяющих справляться со сгоранием.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: