Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции.
2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности.
3. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действий предприятия.
4. Определение оптимальных размеров предприятия.
5. Обоснование принятия любых управленческих решений.
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховая представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, складирование и прочие расходы).