Понятие цены и принципы ее формирования

Цена – денежное выражение стоимости.

Цена – это стоимость при полной сбалансированности спроса и предложения. Зависит от количества вложенного в товар труда и определяется полезностью товара для данного потребителя.

Функции цен:

1. Учетно-измерительная – используется в процессе учета, измерения, затрат, отдельных видов продукции. В качестве информационной базы цены используется, в основном, потребитель, который соизмеряет уровень цен и полезный эффект от использования данного товара, и принимает решение: выбрать товар или отказаться от него.

2. Распределительная. Цены должны отклоняться от затрат. Они участвуют в распределении дохода между производителем данной продукции, а также государством через систему налогообложения.

3. Стимулирующая. Используется для мотивации повышения эффективности хозяйствования.

Элементы цены (предприятия)

1. Расчетная цена предприятия: полная себестоимость + сумма прибыли от реализованной продукции. Этот показатель действует только в пределах данного предприятия и используется для расчета ТП, РП, ВП.

2. Отпускная цена предприятия (оптовая цена реализации): определяется прибавлением к расчетной цене предприятия НДС и акцизного сбора.
НДС – часть вновь созданного продукта, которая целенаправленно направляется в бюджет.
Акцизные налоги устанавливаются на высокорентабельные виды продукции (продукция, выпускаемая одним предприятием – монополистом), а также идет в бюджет государства.
ОЦ=0 цена франка станции отправления, т.е. включает только ту часть транспортных расходов по доставке продукции данного предприятия, которая связана с доставкой к станции отправления.

3. Цена отпускная франка – станция назначения: нужно к отпускной цене прибавить издержки, прибыль и налоги транспортных организаций.

4. Оптовая цена промышленности (реализации) рассчитывается в том случае, если процесс реализации продукции ведется через посредника, т.е. сбытовую организацию. В этом случае к отпускной цене прибавляются издержки, прибыль и налоги, которые они будут платить государству.

5. Розничные цены: отпускная цена предприятия + издержки, прибыль и налоги торгующих в розницу организаций.

Основные виды цен

1. Централизованно-регулируемые цены. Их устанавливает государство на ресурсы, которые существенно влияют на уровень и динамику цен всей продукции, всех услуг. Это в первую очередь энергоресурсы. Устанавливаются на товары и услуги социального назначения, и вмешивается в цены продукции предприятий монополистов.

2. Договорные: закрепляются в документе и при этом оговариваются обязательно: объем, сроки поставки и качество выпускаемой продукции.

3. Вольные цены, которые устанавливаются самостоятельно предприятием.

4. Мировые – для определения международной стоимости продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: