double arrow

Логика генезиса сознания (по Гегелю). Опредмечивание и распредмечивание. Роль орудий в организации человеческого действия.

Опредмечивание и распредмечивание выступают двумя противоположными сторонами единого процесса общественной детерминации личности, процесса, опосредствованного предметами. Изготавливая ту или иную вещь, чел-к приспосабливает материал к своим потребностям и логике своих действий, приводит вещь в соответствие со своими целями и представлениями и таким образом опредмечивает в вещи свою индивидуальность. Используя эту вещь, другой чел-к вынужден подстраивать свои действия к её устройтсву, подчинять свои индивидуальные св-ва св-вам этой вещи. Паспредмечивание действий при овладении вещами является способом приобщения нового поколения к развитым в общ-ве формам культуры, формирования у молодёжи соответствующих этой культуре потребностей, способностей и способов деят-ти. Опредм-е и распред-е характеризуют действие чел-ка с вещью как одну из форм межличностного общения людей.

48. Связь идей немецкой философии с Ψ Л.С. Выготского.

Плодотворное применение положений марксизма к анализу структуры психич процессов и мех-мов их форм-я началось в советской Ψ в сер-е 20-х гг в работах Выготского. Отталкиваясь от идей Гегеля и Маркса об опосредствованном хар-ре человеч деят-ти, Выг впервые сформулировал положение о специфической социальной структуре психич функций чел-ка. Маркс, характеризуя специфику человеч деят-ти по сравнению с активностью животных, полагал, что для человеч деят-ти всегда хар-но применение орудий. Орудия и способы деят-ти имеют общественно-исторический хар-р, передаются людьми от поколения к поколению, организуя деят-ть в соотв-и с её социально выработанной логикой. Применение людьми орудий труда перестраивает структуру их действий, меняет не только содержание операций, но и целевую направленность действий, способы их регуляции. Идея орудийности человеч деят-ти была развёрнута Гегелем в концепции опредмеч-я и распред-я духа. Орудия выступали вторичными носителями логики социального духа, средством передачи этой логики новым поколениям. Для Маркса, отказавшегося от идеи детерминации деят-ти логикой духа, орудия тсали основным материальным носителем логики деят-ти.

Рассматривая психику как деят-ть, Выг показывает, что психика, также как и внешняя практическая деят-ть, опосредована системой соц-ых средств и способов выполнения. Орудиями психич деят-ти выступают различного рода знаки, в частности, речь. Вначале они применяются другими людьми для управления действиями ребёнка, а затем ребёнок овладевает этими знаками и сам применяет их для регуляции своего поведения. В рез-те усвоения и интериоризации соц средств и способов регуляции деят-ти субъект приобретает произвольность поведения и психич процессов, благодаря опосредствованию начинает контролировать своё мышление, память, восприятие, с т зр общественной позиции и логики.

49. Гештальт Ψ и проблема целостности психич образов. Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка (1886-1941).Они делали основной акцент на целостности психич явлений. Показали наличие в психике целостных образов, несводимых к сочетанию каких-л исходных эл-тов. Впервые такие данные в своих опытах получил М.Вертгеймер по восприятию стробоскопического явления, где при предъявлении стимулов на некотором расстоянии др от друга через микроинтервалы времени у исп-го возникал образ целостного движения. В. вместе с В.Келером и К.Коффкой созд психол направл, выступающее против старого структурализма Титченера, а потом против бихевиоризма. Пытались включить сознание в мир общих законов природы, однако оно остаётся замкнутой реальностью. Искали экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений. Схема опытов Вертгеймера была проста.(Через две щели – вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов – пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд – одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом). Считали, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), невыводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Гешталисты отказались от дополнительных элементов (или актов), которые извне упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему структуру, форму, гештальт, и утвердили постулат о том, что структурность изначально присуща самому этому составу. Гештальтисты, видели главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика "атомизма" в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но и два прежних варианта интроспективного метода пришлось отвергнуть (вунда и вюрц.школы). Они приняли третий вариант интроспективного метода – феноменологический. Уделяли внимание проблеме психического развития ребенка. Ведущим психическим процессом, который определяет ур. развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир зависит его поведение и понимание ситуаций. Сам процесс психического развития делится на два независимых процесса – созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение. Основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность восприятия, а также его осмысленность. Коффка - развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван " трансдукция " Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения. В переструктурировании прежних образов большую роль играет «инсайт». Это понятие стало ключевым. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведенияю. Принцип гештальта – единый для различных порядков явлений – позволит по-новому решить психофизическую проблему, приводя сознание в соответствие с физическим миром и в то же время не лишая его самостоятельной ценности. Это решение выразилось в понятии изоморфизма. Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и психологическая системы, согласно гештальтистской гипотезе, изоморфны друг другу. Закон прегнантности - воспринимаемого образа принять законченную и "хорошую" форму. ("Хорошей" считалась целостная фигура, которую невозможно сделать более простой или более упорядоченной.) Константность означала постоянство образа вещи при изменении условий ее восприятия. Творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения, причем хорошая схема дает возможность посмотреть на нее с разных точек зрения, т.е. позволяет создать из элементов, которые входят в ситуацию, разные гештальты. Этот процесс создания разных образов с постоянными элементами и является процессом творчества, и чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти образы, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Идеи гештальтизма существенно повлияли на пре образование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, который стал складываться на рубеже 30-х годов. На них оказ влияние Гегелевская, а затем марксовская философия. Но стараясь дать психич процессам естественнонаучн-е толкование, гештальтисты значит упростили их природу, представляя психич процессы по образу более протсых физич процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: