Наиболее распространенная классификация.
3.4.7.1.1. Простые эмоции - позволяют устанавливать значимость условий, для удовлетворения актуальных потребностей, вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.
3.4.7.1.1.1. Радость – положительное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
3.4.7.1.1.2. Удивление - состояние, вызванное сильным впечатлением, поражающее неожиданностью, необычайностью, странностью
3.4.7.1.1.3. Страх - возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).
3.4.7.1.1.4. Гнев – недовольство, возмущение, раздражение, возникающее, когда потребности или ожидания не удовлетворены.
3.4.7.1.1.5. Удовольствие - довольство от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний.
3.4.7.1.1.6. Стыд - возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
3.4.7.1.1.7. Отвращение - резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.
|
|
3.4.7.1.1.8. Презрение – отношение вызываемое признанием кого-либо или чего-нибудь недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально-низким, ничтожным.
3.4.7.1.1.9. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
3.4.7.1.2. Чувства – сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека, мотивирующую роль.
По содержанию
3.4.7.1.2.1. Нравственные – один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
К ним относятся: одобрение и осуждение.
3.4.7.1.2.1.1. Моральные - долг, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.
3.4.7.1.2.1.2. Аморальные - жадность, эгоизм, жестокость и т.д.
3.4.7.1.2. 2. Интеллектуальные – проявляются в процессе познавательной деятельности, при решении новых, трудных задач. К ним относятся: любознательность, любопытства, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение.
3.4.7.1.2. 3. Эстетические - переживания человека возникают при восприятии произведений искусства, красивых предметов, явлений природы, и.др. стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование идеалов личности.
К ним относятся: прекрасного, возвышенного, восторга, наслаждения и т.д.
3.4.7.1.3. Страсть – проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо.
|
|
3.4.7.1.4. Настроения - устойчивые состояния умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени.
3.4.7.1.5. Аффекты – бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.
3.4.7.1.6. Фрустрация – состояние, когда на пути к достижению цели человек встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
3.4.7.1.7.Стресс - состояние психологического напряжения, которое возникает у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.
3.4.7.1.8. Воодушевление – возникает когда цель деятельности ясна, а результаты точно представляются, причем как нужные и ценные.
3.4.7.2. От длительности и интенсивности протекания эмоциональные состояния подразделяют: слабые и сильные (бурно протекающие).
Слабые – настроение – длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности, захватывающее в течение некоторого времени личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.
Сильные – аффект.
С.Л. Рубинштен выделил две основные черты отличающие настроение:
1. Они не предметны, а личностны;
2. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, разлитое общее состояние.
3.4.7.3. По действию на организм.
Стенические – поднимающие активность, энергичность и деятельность человека.
Астенические - снижающие активность, ослабляющие энергичность.
3.4.7.4. По продолжительности.
- кратковременные;
- длительные.
3.4.7.5. По субъективным переживаниям.
-Положительные – радость;
-Отрицательные – гнев;
- Не имеющие четкого знака – удивление.
3.4.7.6. По форме протекания.
- настроения;
- аффекты;
- страсти.
3.4.7.6 классификация по Слободчикову В.И., Исаеву Е.И. [27]
- Аффекты
- Страсти
- Стрессы
- Чувства
- Конкретные эмоции
- Настроения
3.4.8. Аффекты.
3.4.8.1. Общее понятие об аффектах.
Аффекты - бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.
3.4.8.2. Особенности аффектов.
1. Проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.
2. Развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций.
3. Аффективные состояния проявляются у тех взрослых, которые отличаются слабой волей, неумением владеть собой.
4. У детей процессы торможения еще слабо выражены, в результате чего дети не всегда умеют сдерживать себя.
5. Повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.
6. Преодолеть аффект можно, лишь на стадии его возникновения, препятствуя его возникновению (избегание вызывающих аффект ситуаций, выполнение отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.)
3.4.9. Настроения.
3.4.9.1. Общее понятие об настроениях.
Настроения - устойчивые состояния умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени.
3.4.9.2. Особенности настроений.
– характеризуются длительностью протекания и не достигают значительной интенсивности;
- причины настроения как правило не осознаются, хотя и вызываются теми или иными причинами;
- это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно складываются для нее обстоятельства.
3.4.9.3. Сравнительная характеристика настроения и аффекта.
Параметр | Настроения | Аффекты |
1. Интенсивность | Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений. | Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния. |
2. Длительность | Значительная длительность. Само их название указывает, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода | Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает. |
3. Контроль сознания | Неясность, «безотчетность».Испытывая то или иное настроение человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит. | Безотчетность эмоционального переживания.Она бывает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение. |
4. Характер переживаний | Своеобразный диффузный характер.Настроения накладывают свой отпечаток на мысли,отношения, действия человека в данный момент. | Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания.Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятии, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности. |
3.4.10. Страсть
|
|
|
|
Страсть – сильное, глубокое, доминирующее эмоциональное переживание. Страсть всегда предметна, т.е. характеризуется сильно выраженным постоянным стремлением к определенным действиям, к определенному объекту, выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленности на единую цель. Ввиду того что страсть собирает, позлащает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но может быть и великой. Страсть связанна с волей, и является побудителем действий.
3.4.11. Интерес.
3.4.11.1. Общее понятие об интересе.
Интерес – избирательное отношение личности к какому-либо объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
3.4.11.2. Виды интересов.
Непосредственный – направлен к самому процессу деятельности.
Опосредованный – направлен к результатам деятельности.
Пассивный – человек ограничивает себя восприятием интересующего объекта.
Активный – побуждают человека к определенным действиям, человек не ограничивает себя одним созерцанием, а предпринимает действия для того чтобы овладеть объетом интереса.
3.4.12. Чувства.
3.4.12.1. Общее понятие о чувствах.
Чувства – сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека, мотивирующую роль.
3.4.12.2. Виды чувств.
3.4.12.2.1.С.Л. Рубинштейн [28] делил чувства:
1. Органические - элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
2. Предметные - связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Подразделяемые в свою очередь.
2.1. на материальные,
2.2. интеллектуальные
2.3. эстетические.
3. Мировоззренческие - связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
3.4.12.2.2.По характеру потребностей.
Низшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей (голод, жажда, сытость, тошнота), они приносят в кору головного мозга сигналы о физическом состоянии организма: здоровье или болезни, об удовлетворении или неудовлетворении простейших потребностей.
Высшие – возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни.
3.4.12.2.3.По отношению человека к явлениям общественной жизни.
Нравственные (этические) – выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе (любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д.), они регулируют поведение человека.
Если человек ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе.
Если поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятыми нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.
Интеллектуальные (познавательные) – порождаются познавательным отношением человека к миру. (интерес, любознательность, ощущение тайны, удивление). Влечение к истине является движущей силой, способствующей проникновению в тайны бытия.
Эстетические – проявляются в художественных оценках и вкусах. В их основе лежит способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте. Человек наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк, от чувства наслаждения и восторга до отвращения.
3.4.12.2.4.По оказываемому эффекту выделяют две группы чувств.
Положительные – проявляются в удовольствии, радости, счастье, веселье, любви.
Отрицательные - проявляют неудовольствии, страдании, печали, горе, грусти, отчаянии, отвращении.
3.4.12.2.4.По характеру, оказываемому на жизнедеятельность.
Стенические (бодрящие) – повышающие жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию человека.
Астенические (угнетающие) – понижающие жизнедеятельность, уменьшающие силу и энергию человека.
3.4.13. Теории эмоций.
3.4.13.1. На основе сравнительных исследований эмоциональных проявлений млекопитающих Чарльз Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Э моция - инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению, как отдельной особи, так и всего вида.
3.4.13.2. П. В. Симонов создал информационную теорию эмоций. Эмоция - отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Он создал формулу Э = П (Н – С), где
Э - эмоция
П - потребностью
Н - информация необходимая для организации действий по удовлетворению данной потребности
С – имеющаяся в наличии информация, которая может быть использована для целенаправленного поведения
Из формулы следует:
1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована;
2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.
3.4.13.3.Джеймс и Ланге предложили периферическую теорию эмоций. Эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».
Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.
3.4.13.4.Далибор Биндра создал концепцию центрального мотивационного состояния – комплекса нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.
3.4.13.5. Активационная теории - утверждается, что эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга.
3.4.13.6. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера – исходит из того, что если ожидания человека подтверждаются, то у него возникают положительные эмоции, а если наступает рассогласование между целями и результатами, то отрицательные.
3.4.13.7. Теория Д. Хебба выводит зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения.
3.4.14. Стресс как эмоциональное состояние.
3.4.14.1. Общее понятие о стрессе.
Стресс (с англ. stress - давление, нажим, напряжение) - состояние психологического напряжения, возникающее у человека, когда его нервная система получает значительную эмоциональную нагрузку.
3.4.14.2. Виды стресса.
По характеру воздействия.
- нервно-психический,
- тепловой или холодовой,
- световой,
- антропогенный
По эмоциональному воздействию
- положительные
- эмоционально отрицательные;
По времени воздействия
- кратковременные (острый)
- долгосрочные (хронический)
По виду воздействия
- физиологические
- психологические.
Например, болезнь или выздоровление близкого человека, развод или женитьба, рождение ребенка, новая работа и т.д.
Эмоциональный стресс - вид стресса, который, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями.
Эмоциональный положительный стресс – вызывают положительныеэмоции, например, выигрыш, свадьбы, рождения ребёнка и т.д.
Эмоциональный отрицательный стресс - вызывают именно отрицательные эмоции, которые и приводят нас к стрессовому состоянию.
При помощи слез, мы выводим из организма гормоны стресса.
Физиологический стресс - возникают в результате воздействия на человека внешних факторов: холод, жара, боль, жажда, голод, физические перегрузки и т.д.
Кратковременный стресс – характеризуется внезапностью и быстрым прохождением всех стадий стресса.
Хронические стрессы – стресс возникает постоянно, и избавиться от него можно только прилагая дополнительные усилия.
Профессиональный стресс - или рабочий, стресс на работе, групповой стресс - стресс, который одновременно испытывает группа людей в ответ на общее для них воздействие (например, во время боевых действий, стихийных бедствий и т.п.).
Информационный стресс - возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.
Внутриличностный стресс - приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, переживания, недовольство.
Рабочий стресс – могут вызыватьстремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата, просто высокая рабочая нагрузка, хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, несправедливая оценка труда, ролевая неопределённость, плохое обеспечение безопасности на работе.
Финансовый стресс - ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов (неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда)
Общественный стресс – развивается у группы людей, причиной могут быть экономические, политические проблемы и др.
Экологический стресс - неблагоприятные экологические факторы влияют на наше здоровье (воздействие химии, шума, загрязнённой воды)
3.4.14.3. Группы людей по стрессоустойчивости.
1. Стрессоустойчивые - готовы к переменам и легко их принимают, просто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
2. Стрессонеустойчивым - сложно адаптируются к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды.
3. Стрессотренируемые - готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.
4. Стрессотормозные - не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.
Стрессоустойчивость - не только врожденное качество, оно очень хорошо поддается тренировке, чему посвящены многие тренинговые программы.
3.4.14.4. Стадии стресса как процесса по Гансу Селье.
1. Тревоги - непосредственная реакция на воздействие, во время которой мобилизуются защитные силы организма.
2. Сопротивления - максимально эффективная адаптация к стрессору.
3. Истощения - нарушение адаптационного процесса.
3.4.14.5. Формы стресса.
Эустресс - имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм»
Дистресс (с англ. горе, несчастье, недомогание, нужда) - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться
Признаки дистресса.
1. дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
2. частые и длительные стрессы, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. (сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта).
По Г. Селье, стресс - ответ организма на предъявленное требование, помогающее приспособиться или справиться с возникшей трудностью.
Стрессор - событие, факт, сообщение вызывающее стресс.
3.4.14.6. Изменения происходящие при стрессе.
Психологические изменения при стрессе связаны с нарушением функций, лежащих в основе сознательного контроля при решении тех или иных задач:
- трудности в распределении и переключении внимания;
- усиливается роль автоматизированных действий, вытесняющих сознательные, произвольные действия;
- возможны ошибки восприятия, памяти, мышления;
- появление непривычных реакций на различныераздражители,
- неточности в определении интервалов времени.
Физиологические изменения при стрессе
– в работе сердечно-сосудистой, дыхательной систем, биохимические изменения крови и другие вегетативные показатели
- биоэлектрические изменения в деятельности центральной нервной системы.
3.4.14.7. Механизмы и факторы нейтрализации стресса.
1. В коре головного мозга формируется доминанта (интенсивный стойкий очаг возбуждении) подчиняющая себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека, для успокоения надо ликвидировать (разрядить) эту доминанту или же создать новую, конкурирующую.
Все отвлекающие приемы (просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты и чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту.
2. Вслед за появлением доминанты возбуждается гипоталамус, заставляющий гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), в результате: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается, учащается дыхание, подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки.
Поэтому лучший способ нейтрализовать гормоны стресса, интенсивная мышечная нагрузка.
3. Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.
3.1. Полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться.