По уровню действенности(активности)

Наиболее распространенная классификация.

3.4.7.1.1. Простые эмоции - позволяют устанавливать значимость условий, для удовлетворения актуальных потребностей, вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

3.4.7.1.1.1. Радость – положительное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

3.4.7.1.1.2. Удивление - состояние, вызванное сильным впечатлением, поражающее неожиданностью, необычайностью, странностью

3.4.7.1.1.3. Страх - возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

3.4.7.1.1.4. Гнев – недовольство, возмущение, раздражение, возникающее, когда потребности или ожидания не удовлетворены.

3.4.7.1.1.5. Удовольствие - довольство от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний.

3.4.7.1.1.6. Стыд - возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

3.4.7.1.1.7. Отвращение - резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.

3.4.7.1.1.8. Презрение – отношение вызываемое признанием кого-либо или чего-нибудь недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально-низким, ничтожным.

3.4.7.1.1.9. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

3.4.7.1.2. Чувства – сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека, мотивирующую роль.

По содержанию

3.4.7.1.2.1. Нравственные – один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

К ним относятся: одобрение и осуждение.

3.4.7.1.2.1.1. Моральные - долг, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

3.4.7.1.2.1.2. Аморальные - жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

3.4.7.1.2. 2. Интеллектуальные – проявляются в процессе познавательной деятельности, при решении новых, трудных задач. К ним относятся: любознательность, любопытства, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение.

3.4.7.1.2. 3. Эстетические - переживания человека возникают при восприятии произведений искусства, красивых предметов, явлений природы, и.др. стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование идеалов личности.

К ним относятся: прекрасного, возвышенного, восторга, наслаждения и т.д.

3.4.7.1.3. Страсть – проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо.

3.4.7.1.4. Настроения - устойчивые состояния умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени.

3.4.7.1.5. Аффекты – бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.

3.4.7.1.6. Фрустрация – состояние, когда на пути к достижению цели человек встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

3.4.7.1.7.Стресс - состояние психологического напряжения, которое возникает у человека, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.

3.4.7.1.8. Воодушевление – возникает когда цель деятельности ясна, а результаты точно представляются, причем как нужные и ценные.

3.4.7.2. От длительности и интенсивности протекания эмоциональные состояния подразделяют: слабые и сильные (бурно протекающие).

Слабые настроение длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности, захватывающее в течение некоторого времени личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.

Сильные – аффект.

С.Л. Рубинштен выделил две основные черты отличающие настроение:

1. Они не предметны, а личностны;

2. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, разлитое общее состояние.

3.4.7.3. По действию на организм.

Стенические – поднимающие активность, энергичность и деятельность человека.

Астенические - снижающие активность, ослабляющие энергичность.

3.4.7.4. По продолжительности.

- кратковременные;

- длительные.

3.4.7.5. По субъективным переживаниям.

-Положительные – радость;

-Отрицательные – гнев;

- Не имеющие четкого знака – удивление.

3.4.7.6. По форме протекания.

- настроения;

- аффекты;

- страсти.

3.4.7.6 классификация по Слободчикову В.И., Исаеву Е.И. [27]

- Аффекты

- Страсти

- Стрессы

- Чувства

- Конкретные эмоции

- Настроения

3.4.8. Аффекты.

3.4.8.1. Общее понятие об аффектах.

Аффекты - бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.

3.4.8.2. Особенности аффектов.

1. Проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.

2. Развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций.

3. Аффективные состояния проявляются у тех взрослых, которые отличаются слабой волей, неумением владеть собой.

4. У детей процессы торможения еще слабо выражены, в результате чего дети не всегда умеют сдерживать себя.

5. Повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.

6. Преодолеть аффект можно, лишь на стадии его возникновения, препятствуя его возникновению (избегание вызывающих аффект ситуаций, выполнение отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.)

3.4.9. Настроения.

3.4.9.1. Общее понятие об настроениях.

Настроения - устойчивые состояния умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени.

3.4.9.2. Особенности настроений.

– характеризуются длительностью протекания и не достигают значительной интенсивности;

- причины настроения как правило не осознаются, хотя и вызываются теми или иными причинами;

- это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно складываются для нее обстоятельства.

3.4.9.3. Сравнительная характеристика настроения и аффекта.

Параметр Настроения Аффекты
1. Интенсивность Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.
2. Длительность Значительная длительность. Само их название указывает, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.
3. Контроль сознания Неясность, «безотчетность».Испытывая то или иное настроение человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит. Безотчетность эмоционального переживания.Она бывает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.
4. Характер переживаний Своеобразный диффузный характер.Настроения накладывают свой отпечаток на мысли,отношения, действия человека в данный момент. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания.Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятии, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

3.4.10. Страсть

Страсть – сильное, глубокое, доминирующее эмоциональное переживание. Страсть всегда предметна, т.е. характеризуется сильно выраженным постоянным стремлением к определенным действиям, к определенному объекту, выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленности на единую цель. Ввиду того что страсть собирает, позлащает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но может быть и великой. Страсть связанна с волей, и является побудителем действий.

3.4.11. Интерес.

3.4.11.1. Общее понятие об интересе.

Интерес – избирательное отношение личности к какому-либо объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

3.4.11.2. Виды интересов.

Непосредственный – направлен к самому процессу деятельности.

Опосредованный – направлен к результатам деятельности.

Пассивный – человек ограничивает себя восприятием интересующего объекта.

Активный – побуждают человека к определенным действиям, человек не ограничивает себя одним созерцанием, а предпринимает действия для того чтобы овладеть объетом интереса.

3.4.12. Чувства.

3.4.12.1. Общее понятие о чувствах.

Чувства – сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека, мотивирующую роль.

3.4.12.2. Виды чувств.

3.4.12.2.1.С.Л. Рубинштейн [28] делил чувства:

1. Органические - элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.

2. Предметные - связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Подразделяемые в свою очередь.

2.1. на материальные,

2.2. интеллектуальные

2.3. эстетические.

3. Мировоззренческие - связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

3.4.12.2.2.По характеру потребностей.

Низшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей (голод, жажда, сытость, тошнота), они приносят в кору головного мозга сигналы о физическом состоянии организма: здоровье или болезни, об удовлетворении или неудовлетворении простейших потребностей.

Высшие возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни.

3.4.12.2.3.По отношению человека к явлениям общественной жизни.

Нравственные (этические) – выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе (любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д.), они регулируют поведение человека.

Если человек ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе.

Если поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятыми нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Интеллектуальные (познавательные) – порождаются познавательным отношением человека к миру. (интерес, любознательность, ощущение тайны, удивление). Влечение к истине является движущей силой, способствующей проникновению в тайны бытия.

Эстетические проявляются в художественных оценках и вкусах. В их основе лежит способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте. Человек наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк, от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

3.4.12.2.4.По оказываемому эффекту выделяют две группы чувств.

Положительные – проявляются в удовольствии, радости, счастье, веселье, любви.

Отрицательные - проявляют неудовольствии, страдании, печали, горе, грусти, отчаянии, отвращении.

3.4.12.2.4.По характеру, оказываемому на жизнедеятельность.

Стенические (бодрящие) – повышающие жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию человека.

Астенические (угнетающие) понижающие жизнедеятельность, уменьшающие силу и энергию человека.

3.4.13. Теории эмоций.

3.4.13.1. На основе сравнительных исследований эмоциональных проявлений млекопитающих Чарльз Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Э моция - инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению, как отдельной особи, так и всего вида.

3.4.13.2. П. В. Симонов создал информационную теорию эмоций. Эмоция - отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

Он создал формулу Э = П (Н – С), где

Э - эмоция

П - потребностью

Н - информация необходимая для организации действий по удовлетворению данной потребности

С – имеющаяся в наличии информация, которая может быть использована для целенаправленного поведения

Из формулы следует:

1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности – если система вполне информирована;

2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;

3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

3.4.13.3.Джеймс и Ланге предложили периферическую теорию эмоций. Эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».

Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

3.4.13.4.Далибор Биндра создал концепцию центрального мотивационного состояния – комплекса нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.

3.4.13.5. Активационная теории - утверждается, что эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга.

3.4.13.6. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера – исходит из того, что если ожидания человека подтверждаются, то у него возникают положительные эмоции, а если наступает рассогласование между целями и результатами, то отрицательные.

3.4.13.7. Теория Д. Хебба выводит зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения.

3.4.14. Стресс как эмоциональное состояние.

3.4.14.1. Общее понятие о стрессе.

Стресс (с англ. stress - давление, нажим, напряжение) - состояние психологического напряжения, возникающее у человека, когда его нервная система получает значительную эмоциональную нагрузку.

3.4.14.2. Виды стресса.

По характеру воздействия.

- нервно-психический,

- тепловой или холодовой,

- световой,

- антропогенный

По эмоциональному воздействию

- положительные

- эмоционально отрицательные;

По времени воздействия

- кратковременные (острый)

- долгосрочные (хронический)

По виду воздействия

- физиологические

- психологические.

Например, болезнь или выздоровление близкого человека, развод или женитьба, рождение ребенка, новая работа и т.д.

Эмоциональный стресс - вид стресса, который, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями.

Эмоциональный положительный стресс – вызывают положительныеэмоции, например, выигрыш, свадьбы, рождения ребёнка и т.д.

Эмоциональный отрицательный стресс - вызывают именно отрицательные эмоции, которые и приводят нас к стрессовому состоянию.

При помощи слез, мы выводим из организма гормоны стресса.

Физиологический стресс - возникают в результате воздействия на человека внешних факторов: холод, жара, боль, жажда, голод, физические перегрузки и т.д.

Кратковременный стресс – характеризуется внезапностью и быстрым прохождением всех стадий стресса.

Хронические стрессы – стресс возникает постоянно, и избавиться от него можно только прилагая дополнительные усилия.

Профессиональный стресс - или рабочий, стресс на работе, групповой стресс - стресс, который одновременно испытывает группа людей в ответ на общее для них воздействие (например, во время боевых действий, стихийных бедствий и т.п.).

Информационный стресс - возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Внутриличностный стресс - приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, переживания, недовольство.

Рабочий стресс – могут вызыватьстремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата, просто высокая рабочая нагрузка, хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, несправедливая оценка труда, ролевая неопределённость, плохое обеспечение безопасности на работе.

Финансовый стресс - ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов (неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда)

Общественный стресс – развивается у группы людей, причиной могут быть экономические, политические проблемы и др.

Экологический стресс - неблагоприятные экологические факторы влияют на наше здоровье (воздействие химии, шума, загрязнённой воды)

3.4.14.3. Группы людей по стрессоустойчивости.

1. Стрессоустойчивые - готовы к переменам и легко их принимают, просто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

2. Стрессонеустойчивым - сложно адаптируются к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды.

3. Стрессотренируемые - готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.

4. Стрессотормозные - не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.

Стрессоустойчивость - не только врожденное качество, оно очень хорошо поддается тренировке, чему посвящены многие тренинговые программы.

3.4.14.4. Стадии стресса как процесса по Гансу Селье.

1. Тревоги - непосредственная реакция на воздействие, во время которой мобилизуются защитные силы организма.

2. Сопротивления - максимально эффективная адаптация к стрессору.

3. Истощения - нарушение адаптационного процесса.

3.4.14.5. Формы стресса.

Эустресс - имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм»

Дистресс (с англ. горе, несчастье, недомогание, нужда) - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться

Признаки дистресса.

1. дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

2. частые и длительные стрессы, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. (сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта).

По Г. Селье, стресс - ответ организма на предъявленное требование, помогающее приспособиться или справиться с возникшей трудностью.

Стрессор - событие, факт, сообщение вызывающее стресс.

3.4.14.6. Изменения происходящие при стрессе.

Психологические изменения при стрессе связаны с нарушением функций, лежащих в основе сознательного контроля при решении тех или иных задач:

- трудности в распределении и переключении внимания;

- усиливается роль автоматизированных действий, вытесняющих сознательные, произвольные действия;

- возможны ошибки восприятия, памяти, мышления;

- появление непривычных реакций на различныераздражители,

- неточности в определении интервалов времени.

Физиологические изменения при стрессе

– в работе сердечно-сосудистой, дыхательной систем, биохимические изменения крови и другие вегетативные показатели

- биоэлектрические изменения в деятельности центральной нервной системы.

3.4.14.7. Механизмы и факторы нейтрализации стресса.

1. В коре головного мозга формируется доминанта (интенсивный стойкий очаг возбуждении) подчиняющая себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека, для успокоения надо ликвидировать (разрядить) эту доминанту или же создать новую, конкурирующую.

Все отвлекающие приемы (просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты и чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту.

2. Вслед за появлением доминанты возбуждается гипоталамус, заставляющий гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), в результате: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается, учащается дыхание, подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки.

Поэтому лучший способ нейтрализовать гормоны стресса, интенсивная мышечная нагрузка.

3. Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.

3.1. Полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: