Поздняя античность

В поздней античности психологические знания развивались в рамках течений идеалистической философии (гностицизм, неоплатонизм и др.). Социальная база – кризис рабовладельческого способа производства, концепция человека в христианском мировоззрении.

Новые тенденции:

  • Повышение интереса к внутреннему миру, самосознанию
  • Новые представления о соотношении душевных способностей (примат воли и чувств над разумом)
  • Новые представления о путях душевного совершенствования.

Плотин (205-270): учение о происхождении индивидуальной души от мировой в процессе эманации, излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Душа – посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Своеобразная природа души – знание о себе самой.

Аврелий Августин «Блаженный» (354-430): ввел положение «Я мыслю, следовательно, я есть». Феноменология способностей души:

- Внешние чувства

- Память

- Аффекты и страсти

- Ум и воля

Дал глубокий самоанализ конкретных поступков, состояний, сокровенных переживаний.

Интерес к воле усиливается в поздней античности®полемика Августина и монаха Пелагия. Августин выделяет волю, которой приписывает решающую побудительную силу. Воля бывает:

– Плотская: действие распространяется на утилитарную деятельность в эмпирическом мире; она причина греховных морально порочных действий.

– Духовная: устремлена на жизнь в духе. Только бог может сделать из человека высокоморальное существо без всяких усилий с его стороны.

Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли.

Августин уделял большое внимание жизни чувств и сердца в философском, нравственно-практическом и религиозном опыте.

Пути совершенствования души: покаяние, аскеза, отречение от всего земного (а не воспитание как у Платона и Аристотеля)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: