В поздней античности психологические знания развивались в рамках течений идеалистической философии (гностицизм, неоплатонизм и др.). Социальная база – кризис рабовладельческого способа производства, концепция человека в христианском мировоззрении.
Новые тенденции:
- Повышение интереса к внутреннему миру, самосознанию
- Новые представления о соотношении душевных способностей (примат воли и чувств над разумом)
- Новые представления о путях душевного совершенствования.
Плотин (205-270): учение о происхождении индивидуальной души от мировой в процессе эманации, излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Душа – посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Своеобразная природа души – знание о себе самой.
Аврелий Августин «Блаженный» (354-430): ввел положение «Я мыслю, следовательно, я есть». Феноменология способностей души:
|
|
- Внешние чувства
- Память
- Аффекты и страсти
- Ум и воля
Дал глубокий самоанализ конкретных поступков, состояний, сокровенных переживаний.
Интерес к воле усиливается в поздней античности®полемика Августина и монаха Пелагия. Августин выделяет волю, которой приписывает решающую побудительную силу. Воля бывает:
Плотская: действие распространяется на утилитарную деятельность в эмпирическом мире; она причина греховных морально порочных действий.
Духовная: устремлена на жизнь в духе. Только бог может сделать из человека высокоморальное существо без всяких усилий с его стороны.
Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли.
Августин уделял большое внимание жизни чувств и сердца в философском, нравственно-практическом и религиозном опыте.
Пути совершенствования души: покаяние, аскеза, отречение от всего земного (а не воспитание как у Платона и Аристотеля)