История психология – не коллекция фактов, это теория развития, исследование пути научного познания.
Предмет - Представления о психической реальности, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.
Задачи:
- анализ возникновения и дальнейшего развития научныхзнаний о психике.
- выявление путей, факторов, источников и закономерностей
- изучение вклада ключевых фигур творцов психологического знания
Функции (из лекций):
1. знание исторического вопроса необходимо для того чтобы не повторяться. Исследование должно иметь новизну, а для этого надо знать старое.
Б.М. Теплов: «Культура научного исследования требует знание истории, т.к. исследование это должно войти в систему научного знания как элемент этой системы»
2. творческий диалог с прошлым
Решение собственной проблемы, а не обращение к истории с целью собственно исторической
Пример: Левин – анализируя конфликт между взглядами Аристотеля и Галилея применительно к собственной проблеме, показал, что надо не просто соединить психологию сознания и поведения, а изменить понимание = принцип единства сознания и деятельности.
|
|
3. сохранность памяти о прошлом, все достижения.
Методы:
Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Работа историка требует синтеза эмпирического и теоретического подходов к предмету исследования.
- Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Такой анализ опирается на методологические принципы исторического исследования и производится с позиции и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии.
Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.
- метод интервьюирования.
Беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.
Примеры: беседы Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом, Э. Джонесом, Э. Фроммом и др. Из советских исследователей этим методом пользовались В. В. Умрихин, Даниличева.
- Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.
|
|
Пример: А. Р. Лурия «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (М., 1982).
- Анализ научных ссылок
Установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе. Названный прием может использоваться в историческом.исследовании только в совокупности с другими методами.
Принципы:
- принцип историзма.
Требует от историка рассмотрения того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминируемый общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставлении с предшествующими знаниями.
В истории не должно быть белых пятен, забвения тех или иных исторических событий или лиц.
В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. В ней выявляется то новое, что содержит в себе рассматриваемое знание по сравнению с предшествующим этапом. Одновременно должна быть раскрыта неизбежная ограниченность любого этапа в развитии знания в сравнении с более поздними его этапами.
Нарушением принципа историзма в понимании прошлого являются презентизм и антикваризм. Презентизм ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам.
Антикваризм рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий в их временной последовательности и не вписывается в практику современного научного исследования.
- принцип единства логического и исторического
Историк должен не просто описать тот или иной этап исторически развивающегося знания, но представить его теоретически и, значит, выявить в нем нечто постоянное. Следование принципу единства логического и исторического предостерегает от абсолютизации исторически ограниченных истин и позволяет оценивать их действительное значение.
Любое обобщение истории науки начинает пониматься не как застывшая структура, а исторически, т. е. в своем подлинном значении, как этап на бесконечном пути научного познания.
- Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности, идеологической сущности психологических идей.
Внимание к идеологической стороне психологических знаний способствует углублению понимания их собственно научного содержания: включение психологических концепций в контекст социальной жизни означает в то же время и проверку их истинности критерием социальной практики. Такой подход противостоит как объективизму, рассматривающему научные концепции вне их реальной социальной роли в жизни общества, так и субъективизму в исторической науке.
- принцип детерминизма
Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Согласно Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих спонтанно.
|
|
Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития «психологии.