Психологические взгляды Эпикура и их развитие в философской поэме Лукреция «О природе вещей»

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) родился и вырос на острове Самос. Отец зарабатывал, читая лекции (от чего любовь Эпикура к наукам, которыми он занимался с 14 лет), а мать – изгоняя духов (от чего ненависть к идеализмуJ). В 18 лет приезжает в Афины, где учится в платоновской академии. Путешествует по Малой Азии, преподает. В 36 лет (т.е. в 306 году) окончательно поселяется в Афинах, где покупает дом с садиком, и основывает в нём собственную школу – «Сад» («Сад Эпикура»), на воротах которой – надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие – высшее благо». Школа Эпикура отличалась от учебных заведений Платона и Аристотеля немногочисленностью, и отношениями друзей и соратников, сплоченных общими идеями и чаяниями, а не учеников и наставников. Сам Эпикур считал, что наибольшим благом в жизни является дружба и духовное общение.

Эпикур стремился модернизировать учение античного атомистического материализма Демокрита. Он принимал учение Демокрита за его естественность, но критиковал за недопущение случайности, свободы, а человек зачастую сам себе хозяин, делает что-то случайно. Направления модернизации:

1) С позиции атомистической теории можно проанализировать качественные отличия между психикой человека и животных. Четыре части души:

1. Огонь, дающий тепло

2. Пневма, обеспечивающая движение есть у животных

3. Ветер, позволяющий дышать

4. Мышление, чувства, нравственность – есть только у человека!!!

2) По-новому интерпретируется роль ощущений и мышления в процессе познания. В его теории познания присутствовали уже все этапы переработки знаний, о которых говорили Платон и Аристотель: помимо ощущений и мышления – есть еще память и воображение. У души есть познавательная функция, ощущения и чувства. Считал, что ощущения нас не обманывают, нужно обращаться и к внешним, и к внутренним чувствам. Он защищает теорию Демокрита об «истечениях-эйдолах», которые обусловливают восприятие предметов, решительно отстаивал мысль о том, что именно ощущения и есть основа всех наших знаний, в том числе и самых абстрактных (последовательный сенсуализм), указывает на целостную природу восприятия – ощущения улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. Мышление, в отличие от ощущения, дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большое количество частных явлений, обеспечивает целостность из единичных представлений. Так что ощущение дает истинное знание, а мышление – обобщение.

3) Преодоление детерминизма Демокрита, не выходя за рамки атомистической теории. Свобода воли! Эпикур приписывал атомам вес, чтобы тела двигались в силу тяжести, под действием собственного веса атомы могут самопроизвольно отклоняться от заданной траектории, двигаться по кривым, а происхождение мира объяснялось поэтому столкновением атомов (поэтому не жесткий детерминизм, а наличие спонтанности, способности человека действовать произвольно, наличие причины движения в самой материи). Точно так же усилием воли человек может менять свои поступки, изменять свою судьбу.

Этическое учение Эпикура в контексте его психологии. Эпикур выступил против идеи о том, что нравственным является только поведение, основанное на разуме (Платон, Аристотель). Он полагал, что не разум, а чувства управляют поведением человека, вызывая в нем стремление совершать то, что вызывает чувство удовольствия и избегать того, что вызывает чувство неудовольствия. Но разум не отрицается!!! Он нужен, чтобы дифференцировать и правильно выбирать эмоции, которыми управляется поведение. При этом приятное всегда нравственное.

Цель жизни – разумное удовольствие (не удовольствие распутников и не чувственное наслаждение, а свобода от телесных страданий и душевных тревог). Спокойствие духа нарушают страх смерти и страх перед богами. Эпикур учит освобождаться от этих страхов:

ü Страх перед смертью. «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

ü Страх перед Богами. Боги хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека.

Счастье – атараксия (душевная невозмутимость). Она достигается воспитанием и размышлениями и проявляется в виде неучастия в политике, бесплодных спорах и т.п. Эпикур: «Проживи жизнь незаметно».

Недостатки учения Эпикура. Нет чётких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного поведения. Если нравственно то, что приятно конкретному человеку, то нравственным в ряде случаев придется признать поступок, который приносит боль другому, а это не может уже считаться добродетелью с позиции общества – нет внешнего объективного критерия и т.п.

Лукреций (I в. до н.э.). – римлянин, о ком мы мало что знаем: был ли он свободным гражданином или рабом неизвестно. Известно, что он участвовал в восстании Спартака и покончил жизнь самоубийством в молодом возрасте. Лукреций был популяризатором идей Эпикура, который очень сложно писал. В свое поэме «О природе вещей» Лукреций развивает идеи Эпикура и, конечно же, добавляет что-то своё.

1) Качественные отличия психики человека от психики животных. Лукреций: роль той части души, которая есть только у человека, заключается, прежде всего, в мышлении, в том числе в выработке нравственных понятий (в этом вопросе и он, и Эпикур следовали за Аристотелем). В тоже время Лукреций дал название четвертой части – «дух». Т.о.: душа – символ психики как таковой; дух – символ высших, идеальных стремлений человека, в том числе нравственных и эстетических переживаний и понятий. Дух называется еще умом, он душа души.

2) Роль ощущений и мышления в познании. Лукреций: органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распоряжаться. Он останавливался на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия, способной производить ощущение, о восприятии расстояния и др. Считал, что ощущения ничем невозможно опровергнуть, они дают истинное познание. Лукреций критиковал учение стоиков о разуме, разлитом в виде пневмы. В действительности, согласно Лукрецию, существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые (наподобие того, "как паук ткет паутину") в другие образы, ведущие к разуму.

По Лукрецию, чувства (в понимании не ощущений, а аффектов) целиком зависят от разума. В противном случае, они вводят нас в заблуждение. Это соотносится и с пониманием стоиков об аффектах как неразумных движениях, и с пониманием Эпикура о необходимости избегать душевных тревог.

По всем остальным пунктам Лукреций был полностью согласен с Эпикуром и просто переводил мысли последнего в стихотворную форму. В целом, все атомистические материалисты – Демокрит, Эпикур, Лукреций, стоики одинаково понимали процесс познания, при котором чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются – мышление сходно с ощущением по механизму, лежащему в их основе - истечения образов от предметов.

Как свидетельствует биография Лукреция, ему была чужда атараксия, эта пассивность, безучастность к судьбе народа, конформизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow