Психологическая мыль в России в 18 в

Из учебника и лекций: На основе предпосылок X-XV вв. в 18 в. сформ-сь достаточно целост-е конц-ии, кот. дали начало материа­листич. традициям. Общие усл-я против-вы: век Прос-я и рост обр-я. 18 в.: в России складывается система учреждений образования; дейст-т светско-дух-е высш. уч. зав-я, где было пол-но начало препод-ю фил-ии, логики и псих-ии как отд-х от теологии пред-в (фак-р стан-я русск. науч. псих-ии). Московская славяно-греко-лат-я акад-я; Киево-Могилянская академия: И. Гизель (XVII в.), С. Яворский, Г. Конисский, Ф. Прокопович (XVIII в.). В 1724 г. была учреждена Ака­демия Наук (Академ-й Ун-т в 1726 г., кот. с 1758-1765 гг. возг-л Ломон-в). 1755 г. – открыт Моск. Ун-т. Время: процесс секуляризации знания (из церков-й собств-ти в свет-ю). 1786 г. князь Щербаков: эссе «О повреждении нравов России»: двойств-ть новых проц-в; время выс-й против креп-го права: Радищев: повесть «Путеш-е из Петер-га в Москву».

Соц-я база отеч. псих-ии 18 в. - феодально-крепостной строй. 18 в. вошел в историю как век Просвещения - вре­мя круп-х преобр-й, предпринятых Пет­ром I. В России широко развер-сь просветит-е движение, выдвинувшее замечательных деятелей: Поповский, Татищев, НовикОв, Фонвизин Д.И., Аничков, Батурин и т.д. Укр-й мысли-ль Г.С. Сковорода - вним-е на самосознании чел-ка; принцип «познай са­мого себя» как необх-е усл-е сов-ния внутр. мира. Антикрепостнич. направ-ть просветит. движ-я -> в центре проблема чел-ка. Мате­риалистич. реше-е осн-х психологич. проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобожд-е от предрассудков и суеверий. Псих-е знания развивались в св. с реш-м общественно знач-х задач. Направления: 1) В сфере обр-я (психолого-педагогич. мысль: роль знания, проб-мы обуч-я и восп-я, как построить, чтобы оно было персп-м); 2) Иссл-я в сфере труда (10томное издание «Зрелище природы и худ-в» - 182 проф-ии + описания эргономич. хар-ра; 3) Склад-ся этнопсих-я: Петр I, задача опис-я народов, появл-е 1-х летописей.

В.Н. Татищев (1686-1750) утвер­ждал идею о завис-ти умств-го разв-я от просвещения и обучения: ист-к индивид. ума - опыт др. людей, усваиваемый через язык и письменность. Н.И. Новиков (1744—1818), крупн. орг-р издат-го дела в России, в печати отражал наиболее спорные?сы о природе души, ее смертности или бессмертии. В 1796 г. - 1ая русская книга, специально посв. Псих-ии, - «Наука о душе». Ее автор Ив. Михайлов (И.М. Кандорский) произ­вел сист-ю психол-х знаний в духе английского эмпиризма Локка. Не рассматривая умоз­рит.?в, касающ-ся бессмертия души и т. п., он описывает факты – ощущ-я, мысли как ас­социации представл-й, волю.

Основы материалистич. русск. псих-ии заложил М.В. Ломоносов (1711 — 1765), великий русский ученый-энциклопедист, писатель, создатель 1-й грамматики русского языка, основоположник системы русск. стих-ия, выдающ. орг-р русск. н. и просвещения в 18 в. Психологич. воззрения Л. развив-ся в св. с на­уч. иссл-ми. Материал-ски объясняя ощ-я как продукт возд-я предметов внеш. мира (при этом считая одинаково объективно сущ-ми как первич., так и вторич. качества) на органы чувств и подчерк-я роль мозга в различении раздра­жений, Л. выдвинул трехкомпонентную тео­рию цветового зрения («Слово о происхождении све­та», 1757). «Краткое руководство к риторике» (1744): мысли о воображ-и, о представл-х, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), псих-и речи. Развитие идей Л.: обществ-й деят-ь Козельский: «Философские предложения» (1768): рассм-ся псих-е проблемы: познават. Спос-ти, такие характ-е осо­б-ти чел., как темперамент, воля. Эти сто­роны внутр. мира чел. проявляются «через отправление им своих общественных обязанностей».

Алекс-р Ник-ч Радищев (1749— 1802), выд-ся русск. фи­л-ф-матер-ст; правовед, экон-т: остро пос-л проб-му чел. Ссылся на труды труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Пристли, Локка, франц. Матер-в, обобща­ет успехи естествознания - труды Линнея, Бюффона, опир-ся на знания по медицине. База научн- идей – револ-нно-демокр-е мировозз-е; его псих-ю опред-ла гуманистич. этика. Полем-я с дуал-м Декарта, отрицал сущ-ние души как самост-й субст-и («часть единого»). Психика - ф-я известных органов тела - нервов и мозга и без них невоз-на. Пробл-ма раз-я психики и срав-е психики чел. и жив: пол-е о спец-ти о.ж. чел-ка: преоб-т прир-ду. Кач. отл-я ощущ-й чел. связ-ся со своеоб-м его знан-й (роль зан-й искусст-м); роль языка и речи в форм-ии инд-го созн-я. Роль воспит-я в разв-ии разума, возд-е на чел-ка общ-ва (путем подраж-я и со­уч-я в переж-х). Вним-е проб-ме спос-тей (нет препят-й для кажд-го к соверш-нию). «О человеке, о его смерт­ности и бессмертии», фил-й трактат, напис-й во время ссылки в Сибири: вывод о неразрушимости специфич. человеч. особ-ти - «мысленности»; попытка выяв-ть силу, кот. обесп-т единство – «Сцепление» всех сост-х чел-а частей и сил. Крит-т сенсуализм франц. Философа-мат-та Гельвеция. Выраж-м активной пр-ды человеч. мыш-я явл. вним-е. Власть чел. распростран-я не только на мысль: столь же властен чел. над своими желаниями, страстя­ми, над телом -> док-во бессмертия души: «мысленность чел. исчезнуть не может».

Психологич. проб-мы, развив-е в пере­довой н. и фил-и 18 в., дали начало матери­алистич. и демократич. традициям фил-и и псих-и в 19 в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: