double arrow

Описательная и понимающая психология (В.Дильтей, Э.Шпрангер).

1.Описательная психология Дильтея (1833 – 1911). Герменевтика – учение об истолковании авторитеного текста. Другая традиция от Мартина Лютера, который спорил с церковью о том, что истолковывать Писание могут только служители церкви. Он настаивал на том, что Писание понятно непосредственно из него самого, но толкование, герменевтика необходима для понимания трудных мест Писания. Это и есть герменевтика до Шлейермахера. Он понимает ее в уже более широком смысле: истолковываться должна всякая речь другого. Дильтей предлагает описательную психологию как основополагающую науку. Психологическую объективацию имеют все проявления общественной жизни людей. Эти сферы устроены в соответствии с устройством душевной жизни. Дильтей разрабатывал свою программу описательной психологии в эпоху развития позитивизма. Научность предполагала естественнонаучный идеал рациональности. Позитивизм в философии был ответом на немецкую классическую идеалистическую философию – систему Гегеля. Дильтей обнаружил, что множество жизненных фактов не укладываются в позитивистскую схему. Он основал немецкую историческую школу, которая стремилась отстоять гуманитарный подход к пониманию истории и человека в противовес естественно научной системе. Дильтей заявляет четвертую критику (после трех кантовских) – критику исторического разума. Если удастся связать исторический процесс с фактами сознания, то он будет более понятен. Основой познания исторической жизни должна стать психология и антропология. Человека нужно анализировать как существующего в обществе. Из осознания индивидом своей деятельности в обществе возникают гуманитарные науки. Дильтей разрабатывает программу описательной психологии. Первоначально объяснительные психологические системы строились как метафизические (например, у Декарта), но после краха метафизических систем (Гегель) психология стала опираться на математику (в первой трети XIX века), физиологию (вторая половина XIX века). Дильтей считает, что психология не обязательно должна идти по пути развития естественных наук, т.к. душевная жизнь дана нам априори. Связь между природными явлениями не дана нам априори (тут ученые строят гипотезы), но душевная жизнь дана нам как целостность, она дана нам в переживании, нет необходимости конструировать связи. Поэтому психология не обязательно должна быть объяснительной, она может быть описательной. Душевная жизнь исходно понятна нам, но мы используем привлечение новых связей, чтобы глубже понять ее. Дильтей выделяет:

1) структурную связь душевной жизни – строение неизменное при смене различных психических состояний. Это базовый способ бытия в мире, взаимосвязь чувственного, интеллектуального и волевого моментов. Это связь каузальна и телеологична. Отсюда возникает закон развития душевной жизни.

2) При смене возрастов меняется смысл переживаний (та же идея у ЛСВ, психология развития как смена типов переживания, но эта программа так и не была реализована в связи со смертью ЛСВ).

3) понимание как установление связи между душевной жизнью и тем, что ценно для человека во внешнем мире. Дильтей ввел понятие «ценность» в психологию. Он показал, что проблема построения психологии по естественно научному типу заключается в том, что в природе нет тех реалий, которые могут помочь понять человека.

Методы исследования по Дильтею: внимательный, критический анализ документов определенной эпохи. Важно понять, почему человек написал то, что он написал. Сопоставительный анализ текстов.

2. Разработку описательного подхода продолжил Эдуар Шпрангер (1882 -1963). Он разрабатывал типы индивидуальности, применяет идеи Дильтея в педагогике. Шпрангер показал, что на основе понимания можно выделить особенности учеников и работать с ними, исходя из направленности их ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: