Психологические взгляды Г.И.Челпанова

Георгий Иванович Челпанов (1862 – 1936) – основатель первого в России психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московском университете (в 1914г.). Придерживался взглядов возможности приложения экспериментальных методов к изучению психический явлений, при этом не отвергал возможности использования интроспективного метода. В решении психофизической проблемы придерживался взглядов психофизического параллелизма. Из принципа параллелизма следует признание самостоятельности психологии как науки, пользующейся интроспективным методом. Для Челпанова создание психологии как самостоятельной науки требует создания общей психологии – стержня для всех психологий (опора на философскую методологию).

Общая психология отождествляется Челпановым с теоретической психологией. По Челпанову экспериментальная и интроспективная психологии – это не две отдельные психологии, они должны быть едины (и в той и в другой применяется метод самонаблюдения). Челпанов выступал за необходимость сосуществования экспериментального метода и метода самонаблюдения, так как экспериментальные условия изменяют состояния сознания. Метод эксперимента по Челпанову понимается в двух смыслах: в широком смысле это создание искусственных условий, а в узком смысле – управление реакциями. Задача эксперимента по Челпанову – сделать возможным точное самонаблюдение.

Еще вариант:

Г.И. Челпанов (1862 -1936). Основной научный труд - «Проблема восприятия пространства". В 1900 году в курсе лекций Мозг и душа" поднимал проблему предмета психологии и сущности психического. 1915 год - выходят книги Введение в экспериментальную психологию" и Введение в философию". Был приверженцем кантианства. 1912 год - создает в Москве Институт Психологии. Подготовка в теоретической и практической психологии. Директор Психологического Института вплоть до 1923 года. В 20-е годы началась перестройка психологии на основе Марксизма, и его выгнали из его собственного института как немарксиста.
Психология - наука о душевных явления или законах душевной жизни.
Душевные явления
- чувства, представления, мысли желания.
Другим определением психологии, по мнению некоторых философов, может быть исследование природы и свойств души. но есть ли душа??
Предмет психологии - состояния сознания.
Задача эмп. психологии - определение законов душевных явлений (псих. состояния).
Отличие псих. явлений от физических:
- псих. явления не могут быть воспринимаемы и познаваемы через внешние органы чувств, а только путем самонаблюдения или внутреннего опыта;
- физические явления могут быть одновременно доступны для непосредственного наблюдения большому числу людей, в то время как психические - только тому, кто их переживает;
- предметам и явлениям физического мира могут быть приписаны св-ва протяженности и т.п. Задача психологии состоит в определении законов душевной жизни.
Закон - определенная постоянная связь между явлениями.
Психология пытается определить причинную связь между псих. явлениями. Но эти связи и законы не обладают всеобщностью.
Вспомогательным ср-вом для открытия з-нов психологии м.б. описание, классификация, анализ явлений и др.
Методы и источники психологии: самонаблюдение - основа психологии. Это способ познания через органы чувств. Он субъективен.О псих. состоянии лругого мы можем только умозаключать, а не непосредственно наблюдать.
Каждое психическое явление становится для нас понятным благодаря тому, что мы переводим его на язык наших собственных переживаний, на наше самонаблюдение. Тем не менее не следует забывать и про объектное наблюдение, которое становиться для нас понятным при переводе его на наше самонаблюдение.
Источники психологии:
- сравнительная психология, психология народов, зоопси, психология ребенка, анормальные явления, душевные болезни, гипнотич. явления, сон, псих. жизнь слепых, глухих..., эксперимент. данные
Косвенный эксперимент: изменение псих. явлений возможно косвенно.
Псих. явления:
-познания, чувства, волевые явления, в соответствии с этим - 3 области психологии (познания, чувства и воли)
Критика теории способностей, т.к. все явления и способности связаны между собой.
Он не создал нового направления в пси, но внес в нее значительный вклад, в частности, неоценима его роль в подготовке профессиональных кадров через университет. Ч. утверждал, что психология как экспериментальная наука не может быть марксистской (т.к. марксизм у нас понимается вульгарно)и выдвигает проект создания соцпсихологии, кот. д.б. м-ской, ибо чел. есть член общества. По Ч., задача Психологии состоит в том, чтобы найти законы душевной жизни - установленные закономерности связи между явлениями душевной жизни.
Разделял психологию на чистую и прикладную.
Чистая - психика и закономерности ее рассматриваются независимо от практики.
Прикладная - связана с решением практических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: