Ввиду огран-ти произв-ых ресурсов (раб силы, средств пр-ва, земли) кажд эк система неизбежно сталкивается с решением трех основных проблем:
1 проблема - это "что" из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве.
2 проблема - это "как" должны быть произведены эти продукты (уже определенные как жизненно необходимые) и услуги; какая будет выбрана технология производства; 3 проблема - "как" распределить (кто сможет использовать) произведенные изделия и услуги, чтобы можно было удовлетворить все общественные потребности, т.е. общество должно определить механизм распределения продуктов между своими членами, установив для этого определенные принципы такого распределения. По способу ответа на эти вопросы (что, как и для кого производить), т.е. по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность, экономические системы делятся на три типа: традиционную, централизованную и рыночную.
Традиционная экономика - это экономика, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование производственных ресурсов. На нее приходится самая значительная часть истории человечества. Обычно в традиционных системах люди живут в деревнях и занимаются сельским хозяйством, которое является здесь натуральным, или чем-то похожим (например, рыболовство или охота). В настоящее время традиционные системы экономики можно найти в изолированных племенах, группах и даже в отдельных слаборазвитых странах, однако встречаются они сейчас гораздо реже, чем в прошлом.
|
|
Централизованная экономика. Ядром централизованной экономики является государственная собственность на основные средства производства, когда в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, лесные запасы и т.д. Государству принадлежат также основные средства производства в промышленности, сельском хозяйстве, средства транспорта и связи и другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Характерная черта централизованной экономики заключается в том, что решении о том, как производить, кому и как распределять, принимаются государственными органами. Верховная власть и правительство страны определяют общие принципы экономической политики. В мире нет сейчас ни одной развитой страны, где бы государство в той или иной мере не участвовало бы в планировании хозяйственной деятельности, хотя масштабы такого участия и принципы его организации в различных странах могут существенно отличаться. И это вполне закономерно: общественное производство (в отличие от частного) объективно требует и его общественного регулирования со стороны государственных органов.
|
|
Рыночная экономика основана на том, что производители свободны от власти, традиций и не подчинены непосредственно государственным органам. В ее основе лежит частная соб-ть на средства производства и произведенную продукцию. Отличие от централизованной экономики находятся в общественной собственности. Движение ресурсов производства и само производств регулируются в рыночной экономике исключительно ценовым механизмом. Производители исходят при этом не из потребностей общества, а из одной единственной цели: из личного эгоистического интереса и повышения собственного благополучия.
Современная рын эк-ка как эк система не явл чем-то универсальным (всеобщим), пригодным для харак-ки люб страны. В реал жизни сущ-ет не 1, а множ-во вариантов (моделей) рын эк-ки, кот сущ-но отлич-ся др от др. Поэтому м лишь теор-ки говорить о рын эк-ке вообще (безотносительно к той или иной стране), хотя она и харак-ся общими основопол-ми принципами. Из всех соврем-х моделей рын эк-ки наиболее часто выделяются следующие три: американская, японская:, шведская.
Американская модель. Она м.б. охарак-на как конституционно-классическая. В основе амер-ой модели лежит принцип свобод частного предпр-тва и стремление произв-ей к лич выгоде и накоп-ию богатства. Напр., в США основная тяжесть расходов на оплату услуг здраво-ия, детских и дошкол-ых уч-ий, также получение выс образования, на пенс-ое обесп-ие и т.д. ложится на плечи отдел граждан и их семей.
Японская модель. Рын эк-ка данной страны имеет крайние отличия от амер-ой. Это спец-кая страна с относительно поздним становлением капитализма и рынка. Гос-во, поддерживая круп корпорации (акционерные общества), следит за тем, чтобы монополии не переходили установленные пределы, чтобы не только сохранялась, но и усиливалась конкуренция как стимул экономического прогресса.
структурной политики. В целом японскую модель рыночной экономики можно представить как государственно-институциональную, где доля государственного сектора в экономике несущественна и где значительно участие государства в становлении и поддержке рыночных структур.
Шведская модель. Швед гос-во играет в экон жизни страны очень активную роль. В Швеции практически все расходы на образование, мед обслуживание, соц обеспечение и т.д. берет на себя государство. Поэтому по признаку распределения ресурсов Швецию нельзя однозначно причислить ни к социал., ни к капитал. странам. В целом рын модель Швеции можно охар-ть как социал.- ориентированную, т.е. направленную на высокую социальную защищенность всех слоев населения.