Вопрос №12: Натуралистическая концепция происхождения человека

В натуралистической концепции субстанцию представляет либо одна из природных стихий, либо сразу все. Например, к природным стихиям в античной философии традиционно относят эфир, огонь, воздух, воду и землю. Если субстанцией выступает одна из стихий, то остальные являются результатом её трансформации. Если же субстанцией становятся все, то комбинации стихий между собой обуславливают содержательно-формальное многообразие мира. Здесь механизм или принцип возникновения части из целого (человека из природной стихии) называется персонификацией. Персонификацией можно назвать механизм индивидуализации природной стихии в свойства человека, который выражает её сущностные характеристики либо внешние – через облик, либо внутренне – через характер, темперамент. В результате в образе человека получается персонифицированная природная стихия или их совокупность.

Весьма наглядной выглядит концепция Гераклита из Эфеса (V век до н.э.), который основой всего в мироздании считал огонь. Гераклит видел в этой стихии не только основной элемент, но и начало мира (архэ). Кроме того огонь – это ещё и методологический принцип и причина всех изменений.

Выделяя главное в натуралистической концепции, можно заметить, что каждый из её вариантов становится логическим продолжением мифологической картины мира, рисующей вселенную живым организмом, в основе которого лежит та или иная природная стихия, степень концентрации которой превращает её либо в тело человека, либо в его душу. Здесь нет сомнения в существовании мира и людей, однако есть проблема персонификации стихий с тем или иным образом человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: