Кредитная система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств.
Кредитная система состоит из 1) центрального банка, 2) коммерческих банков и 3) специализированных кредитно-финансовых учреждений:
1. Центральный банк не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли и не конкурирует с коммерческими банками в сфере бизнеса. Главная задача центральных банков - управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью кредитной системы
2. Коммерческие банки являются основой кредитной системы. Современные банки организованы, как правило, в форме акционерного предприятия.
- Государственный бюджет и его основные статьи. Бюджетный дефицит и государственный долг. Фискальная политика государства. Инструменты фискальной политики
Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.
|
|
Структура государственного бюджета определяется государственным устройством, а именно: в странах с унитарным устройством он включает центральный и местный бюджеты; в странах с федеративным устройством наряду с центральным и местными бюджетами, существуют бюджеты штатов и земель соответственно.
Принципы построения госбюджета:
1. Принцип единства.
2. Принцип полноты, госбюджет должен отражать все источники расходов и доходов государства.
3. Принцип правдивости.
4. Принцип гласности, госбюджет должен публиковаться ежегодно.
Функции госбюджета:
1. Распределительная. Госбюджет является основным инструментом распределения.
2. Контрольная функция.
3. Регулирующая функция, влияние госбюджета на национальную экономику, манипулирование государственными расходами – прямой регулятор.
Структура госбюджета:
1. Расходной части, она связана с функциями государства и показывает направление бюджетных ассигнований, а именно наибольший удельный вес составляют социальные трансферты, национальная оборона, образование и здравоохранение, проценты по государственному долгу.
2. Доходной части, которая формируется преимущественно за счёт налогов (до 90% дохода), государственных займов, продажи государственной собственности, прибыли от государственной собственности.
Дефицит госбюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.
Причины образования дефицита:
1. Необходимость осуществления крупных государственных программ.
2. Милитаризация страны, чрезмерные затраты на оборону.
|
|
3. Войны и стихийные бедствия.
4. Экономические кризисы.
Бюджетный дефицит порождает государственный долг.
Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.
Различают:
· Внутренний долг - это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны;
· внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.
Фискальная политика – это система регулирования связанная с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимают расходы на содержание государственного аппарата, а так же на государственные закупки товаров и услуг.
Типы фискальной политики и ее инструменты:
1. Дискреционная фискальная политика или активная – это сознательное манипулирование государственными расходами, изменение трансфертных платежей и сознательное манипулирование налогами.
2. Автоматическая или политика встроенных стабилизаторов. Она осуществляется без прямого вмешательства государства при помощи автоматических стабилизаторов. К ним относятся:
а. пособие по безработице;
б. субсидии;
в. изменение налоговых поступлений.
Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производства равновесного ВНП.
18.Разгосударствление и приватизация собственности. Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.
Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.