Кредитная система и ее структура. Кредит и его формы

Кредитная система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств.

Кредитная система состоит из 1) центрального банка, 2) коммерческих банков и 3) специализированных кредитно-финансовых учреждений:

1. Центральный банк не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли и не конкурирует с коммерческими банками в сфере бизнеса. Главная задача центральных бан­ков - управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью кредитной системы

2. Коммерческие банки являются основой кредитной сис­темы. Современные банки организованы, как правило, в форме акционерного предприятия.

  1. Государственный бюджет и его основные статьи. Бюджетный дефицит и государственный долг. Фискальная политика государства. Инструменты фискальной политики

Государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений возникающих между государством и физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Структура государственного бюджета определяется государственным устройством, а именно: в странах с унитарным устройством он включает центральный и местный бюджеты; в странах с федеративным устройством наряду с центральным и местными бюджетами, существуют бюджеты штатов и земель соответственно.

Принципы построения госбюджета:

1. Принцип единства.

2. Принцип полноты, госбюджет должен отражать все источники расходов и доходов государства.

3. Принцип правдивости.

4. Принцип гласности, госбюджет должен публиковаться ежегодно.

Функции госбюджета:

1. Распределительная. Госбюджет является основным инструментом распределения.

2. Контрольная функция.

3. Регулирующая функция, влияние госбюджета на национальную экономику, манипулирование государственными расходами – прямой регулятор.

Структура госбюджета:

1. Расходной части, она связана с функциями государства и показывает направление бюджетных ассигнований, а именно наибольший удельный вес составляют социальные трансферты, национальная оборона, образование и здравоохранение, проценты по государственному долгу.

2. Доходной части, которая формируется преимущественно за счёт налогов (до 90% дохода), государственных займов, продажи государственной собственности, прибыли от государственной собственности.

Дефицит госбюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.

Причины образования дефицита:

1. Необходимость осуществления крупных государственных программ.

2. Милитаризация страны, чрезмерные затраты на оборону.

3. Войны и стихийные бедствия.

4. Экономические кризисы.

Бюджетный дефицит порож­дает государственный долг.

Государственный долг это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают:

· Внутренний долг - это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны;

· внешний это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

Фискальная политика – это система регулирования связанная с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимают расходы на содержание государственного аппарата, а так же на государственные закупки товаров и услуг.

Типы фискальной политики и ее инструменты:

1. Дискреционная фискальная политика или активная – это сознательное манипулирование государственными расходами, изменение трансфертных платежей и сознательное манипулирование налогами.

2. Автоматическая или политика встроенных стабилизаторов. Она осуществляется без прямого вмешательства государства при помощи автоматических стабилизаторов. К ним относятся:

а. пособие по безработице;

б. субсидии;

в. изменение налоговых поступлений.

Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производства равновесного ВНП.

18.Разгосударствление и приватизация собственности. Под разгосударствлением следует понимать процесс уст­ранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализа­ции, освобождения государства от функций прямого хозяйс­твенного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-администра­тивных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остаю­щихся в государственном ведении, освобождении их от ад­министративно-командного диктата; в-третьих, к привати­зации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и от­дельных граждан части государственной и огосударствлен­ной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Одна­ко разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс де­централизации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущес­тво, ранее принадлежавшее государству, коллективам ра­ботников, гражданам или частным лицам, ведущим произ­водство на принципах негосударственных форм собственнос­ти. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления от­дельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной собствен­ности и развитие рынка не следует понимать как простой де­монтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обога­щать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частно­го секторов, их симбиоз в разных формах признается наибо­лее эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: