Ходовой день

Группой пройден участок маршрута оз.Заболотная Курья – д. Центрополигон – Куянгарь, протяженность которого составила 23 километра, а ходовое время 9’30’’. Из протяженных препятствий группа преодолела следующее - прохождение по льду р.Чулым, тропление, наледь, промоины. Заросли тальника в пойме. Участок тропления составил около 5-7 км. Движение по р. Чулым – 5 км. Остальное – передвижение по грунтовым, насыпным гравийным дорогам и ледовой переправе через р. Чулым. Промоины обходились за 5-10 метров. Во время передвижения по льду р. Чулым, дистанция между участниками увеличивалась до 5-7 м, для уменьшения нагрузки на лед. Основными ориентирами служили объекты рельефа и гидрографии, повороты реки Чулым, земляные валы, оставшиеся от узкоколейных железных дорог, постройки, мелкие речушки, пересекавшие грунтовые и насыпные дороги. Температура воздуха -10, солнечно, местами осадки.

7. К потенциально опасным участкам на маршруте можно отнести прохождение протяженных ледовых участков реки:

ü от Тазырачево до песчаного карьера на реки Чулым (рядом с трассой на Тегульдет, 31 км);

ü между Тегульдетом и Центрополигоном,

а также переправа через р.Чулым (от Чёрного Яра к Красной Горке) и её старицы, заводи (курьи), где нам встречались промоины и наледь.

К потенциально опасным участкам на суше отнесём буреломы и крутые склоны берегов водных объектов.

8.Перечень наиболее интересных природных, исторических и иных объектов (занятий) на маршруте:

  • Многочисленные старицы и заводи реки Чулым (рис.__)
  • Памятник воинам, павшим в Великой Отечественной Войне в д.Центрополигон. В этой маленькой деревушке война унесла более 50 жизней воинов (рис.___).
  • Устройство ледовой переправы через р.Чулым по дороге на д. Центрополигон. Переправа оборудована спасательными приспособлениями в виде 6 длинных шестов и 2 крючьев. В лед вморожены доски для улучшения прочности льда (рис.__).
  • Многочисленные развалины коммуникаций, относящихся к началу 20 века, временам русской колонизации глухих окраин Сибири и советских времён – деревянных мостов, путей узкоколейных железных дорог, фундаменты зданий (рис.___).
  • В д.Центрополигон нами были осмотрены дома, которые стоят там еще с момента основания деревни в 1913 году (рис.___).
  • В первый день пути нам удалось стать свидетелями нескольких уникальных природных явлений – живописного рассвета, озарявшего горизонт на всей восточной части и крупного инея, размеры кристаллов которого доходили до 2-3 см, а также образование крупнейших кристаллов на наледях (изморози) до 3-4 см (рис.___).
  • Во время постановки лагеря в первый день мы нашли в лесу множество ловушек для боровой дичи (силки), которые были, вероятно, устроены местными охотниками (рис.___).

9. Дополнительные сведения о походе.

К специальному снаряжению, использованному в походе, относятся 8 пар лыж и палочек, 24 тросика для крепления.

Из особенностей личного снаряжения нужно подчеркнуть наличие у двух участников разгрузочных жилетов, которые были насыщенны такими необходимыми мелочами как – нож, аварийный запас спичек (коробок простых и несколько штук охотничьих), цепная пила, 3 репшнура 5 мм в диаметре, 5 м длинной, 2 пары рабочих х\б перчаток, пачка сухого горючего (10 таблеток), НЗ (шоколадный батончик, стандарт аскорбиновой кислоты, 100г орехов), аварийный ремешок на крепление лыж, запасной тросик, запас парафина для смазки лыж, фонарик и запас батареек к нему, свисток, компас и средство отпугивания диких животных (факел красного огня). Использование такого типа личного снаряжения значительно сэкономило время при приготовлении еды и установки палатки, так как все необходимые вещи были всегда под рукой. Помимо функции быстрого доступа к необходимому снаряжению разгрузочный жилет несет функцию хранения набора предметов, необходимых человеку в случае бедствия или ситуации, когда человек отделился от группы и должен в одиночку выжить, чтобы решить задачи самостоятельного спасения.

Касаемо общественного снаряжения, выделить какие-либо особенности не считаю нужным по причине их не достаточной уникальности.

Из средств передвижения группа пользовалась двумя – автобусом и лыжами. Заброска и вывоз группы из района похода осуществлялся посредством заказного микроавтобуса. Передвижение на маршруте – лыжи. Из лыж у нас было 7 пар деревянных лесных и 1 пара пластиковых. Качество лыж было у всех примерно одинаковое. 6 пар лыж готовились вместе под чутким руководством опытного инструктора. Другие 2 пары являлись личным имуществом участников и готовились ими самостоятельно. Для поддержания лыж в хорошем состоянии и качества скольжения, группа была обеспечена запасом серебристого парафина, который наносился на лыжи для придания покрытию водоотталкивающих свойств.

Особенностями погодных условий нужно назвать переменную облачность и температуру воздуха от -20 до -10. Осадки были кратковременными и усилились до обильных и постоянных только в последние 3 дня пути. Ветра почти не было, только в последний день на реке Чулым при её форсировании.

Обеспечение группы медицинскими средствами состояло из антишоковых, антигистамических, противовоспалительных препаратов, лекарств для лечения кишечно-желудочных, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний, перевязочных и дезинфицирующих средств, а так же необходимых инструментов как ножницы, скальпель и пинцет. Перечислять весь набор не имеет смысла в виду его обширности. Все препараты и материалы были поделены на две основные группы – реанимационная и лечебная. К реанимационной группе относились препараты и средства для моментального оказания первой помощи в случае травм или заболеваний. В нее входили перевязочные материалы, дезинфицирующие средства, инструменты, успокаивающие, противоожоговые, обезболивающие препараты. В лечебную часть входили лекарственные средства необходимые для длительного лечения. Реанимационная часть размещалась в быстро доступном кармане, а лечебная находилась в середине рюкзака.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Ночевки в сельских образовательных учреждениях были для группы безвозмездными.

Питание обошлось группе в 5200 руб. или по 650 руб. на человека. Помимо обычного походного рациона в пищу употреблялись пищевые добавки, обогащенные витаминными комплексами и минералами.

Аренда группового снаряжения (палатка, печка, коврики, спальники, костровой тросик, костровая сетка, пила двуручная) обошлась примерно 750 руб. для всей группы.

Стоимость проезда на заказном микроавтобусе – 4000 руб. туда и 6000 руб. обратно.

Областной центр дополнительного образования детей выделил в поддержку своего мероприятия 3340 руб. Остальные расходы покрывались из взноса в 1500 рублей с человека.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут был успешно пройден в условиях короткого светового дня. Около 4-х часов работы на бивуаке с ужином группа работала с искусственным освещением (налобные фонари). 4 ночлега в полевых условиях чередовались отдыхом в сельских школах и Доме творчества с.Тегульдет. Маршрут чередовался с местностями с прочищенными автодорогами, с пересечённой местностью в пойме рек и других водных объектов, по рекам пролегали протяжённые снегоходные трассы рыбаков, вблизи населённых пунктов рыбаки и охотники тропили лыжни, что позволило дозировать спортивную нагрузку и получить разнообразные впечатления. Общение с людьми в сельской глубинке было приятным и познавательным.

Группа туристов получила свой первый спортивный туристский опыт в зимних условиях. Идеологическая направленность (за ЗОЖ и трезвость) способствовала формированию разносторонней пор интересам группе, выполнению идеи лыжного перехода по формированию в походе коллектива из представителей разных организаций, движений с общими убеждениями.

Органы МЧС проявили повышенную заботу о нашей группе и спешили убедиться в наших тёплых ночлегах, в сохранении здоровья участников, содействовали в организации тёплых ночлегов в сельских школах.

Рекомендуем группам, осваивающим азы спортивного лыжного туризма данный маршрут в Томском Причулымье. Учитывая удалённость района от Томска, необходимость заказного транспорта предлагаем для прохождения маршрута иметь необходимое количество запасных дней и дней на днёвку.

12. К отчету прилагаются обзорная и подробная карта маршрута с указанием запасных вариантов и аварийных выходов, фотографии определяющих препятствий, подтверждающие прохождение их группой, паспорта локальных препятствий, пройденных впервые.


Приложение __1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: