Задание 5

Проведите исследование компетентности профессиональной деятельности педагога по «Методике оценки работы учителя

Результаты анкетирования (в перечне индикаторов):

Педагогические компетентности Показатели Результат Результат в процентном выражении (%)
I. Получение информации о запросах ученика и продвижении в обучении 1. Оценивание продвижения ученика на уроке: а) контролируются отдельные слабые/сильные учащиеся в) учащиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга г) выявляются причины трудностей и непонимания в работе учащихся А, в, г  
II. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного материала 2. Использование приемлемого письменного объяснения: б) прочтение записей правильное в) техника языка правильная А, б, в, г  
3. Использование приемлемого вербального объяснения а) дикция способствует пониманию речи учителя б) подача материала/объем, скорость/нормальная г) произношение правильное А, б, в, г
4. Демонстрация владения учебным предметом: а) демонстрация материала/информация точна, своевременна б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны; в) содержание материала предъявляется в логической последовательности А, б, в, г
III. Организация времени урока, использование пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения 5. Уделение времени рутинным задачам: а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала б) исходные указания по плану урока ясные, полные в) учебные пособия и средства обучения легко доступны учащимся А, б, г  
6. Эффективное использование времени урока: а) обучение начинается с начала урока б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке в) нет нежелательных отступлений на уроке г) обучение продолжается до конца урока А, б, в, г
7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: а) классная комната приведена в порядок, чистая б) учебная активность совместима с окружающими условиями г) учебные пособия расположены упорядоченно/ удобно для учащихся/или учитель ведет урок не в своем кабинете А, б, г
IV. Общение, взаимодействие учителя с учениками 8. Объяснения, связанные с содержанием урока: а) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов б) общение адекватно, ошибок в общении мало в) используемые примеры иллюстрируют содержание г) основные наиболее трудные моменты материала выделены. А, б, в, г  
9. Разъяснения при непонимании материала учащимися: а) определение областей непонимания материала, повторное объяснение б) стремление к устранению непонимания материала в) использование различных слов, примеров А, б, в
10. Использование реакций, вопросов учащихся при изложении содержания материала учителем: а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся б) выясняются учащиеся, желающие дать пояснение (или нет) А, б
11. Предъявление информации учащимся об их прогрессе: в) особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы г) учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются) В, г
V. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения 12. Приемлемое использование методов обучения: а) каждый метод обучения соответствует цели обучения б) один из методов используется приемлемо г) каждый метод используется приемлемо А, б, г  
13. Адаптация обучения к учащимся: а) обучение соответствует особенностям учащихся б) все учащиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы А, б, в, г
14. Использование средств обучения и учебных материалов: а) средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения б) средства обучения используются без каких-либо трудностей в) учебные материалы соответствуют особенностям учащихся, целям обучения А, б, в
15. Осуществление активности в логической последовательности а) урок начинается со стимулирующего введения б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом г) урок заканчивается логично А, б, г
VI. Поддержание творческой атмосферы на уроке 16. Передача личного энтузиазма: а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций, модуляций в)энтузиазм передается энергичной позой г) энтузиазм передается жестами А, б, в, г  
17. Стимуляция интереса учащихся: а) формируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни б) используются интересные, необходимые аспекты темы в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся А, б, в, г
18. Демонстрация теплоты и дружелюбия: а) приятный тон голоса, зрительного контакта б) имена учащихся используются в теплой, дружеской манере в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора А, б, в
19. Помощь учащимся в выработке позитивной самооценки: а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек б) учитель ведет себя с учащимися учтиво, вежливо, уважительно г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе А, б, г
VII. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников 20. Поддержание включенности учащихся на уроке: а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя б) поощрение участия учащихся в работе в) 85% или больше времени учащиеся проводят за решением разного рода задач А, б, в  
21. Руководство учащимися, не включенными в учебную работу: а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу в) использование средств поддержания внимания этих учащихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения А, б, в
22. Соблюдение учащимися определенных ожиданий относительно их поведения а) ожидания относительно поведения ясны учащимся в) учащимся предоставляется вербальная/невербальная связь относительно неприемлемого поведения А, в, г
23. Воздействие на нарушение дисциплины а) управление поведением всего класса во время урока б) учащиеся редко нарушают течение урока в) учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с быстрой реакцией учителя, остаются без внимания г) учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя, остаются без внимания А, б, в, г

Интерпретация.

Среднее значение составляет 88,85 %

Можно говорить о достаточно высоком уровне сформированности компетентности педагога. Но вместе с тем педагогу необходимы знания в области риторики, которые бы стали базой для развития коммуникативных умений и навыков. Особое внимание в педагогическом общении во время публичного монолога учитель должен уделять умению установить диалогические отношения с учащимися, коллегами, родителями.

От учителя требуется общий позитивный настрой на общение с учащимися, в котором он проявляет себя как человек искренний, заинтересованный, уважающий своих слушателей.

Молодежная аудитория не признает оратора авторитарного. Чтобы речь учителя была эффективной, ему необходимо четко осознавать цель общения, это речь может быть информационной, убеждающей, агитирующей, воодушевляющей, развлекательной.

Наиболее востребованным типом речи учителя является речь информационная (лекции, объяснения, сообщения, консультации, выступление на родительских собраниях, на педсоветах), учитель не только является носителем новой информации, т.е. он не только обучает, но и воспитывает, а значит, обладает системой убеждений, ценностей. В нашей педагогической практике постоянно возникают проблемные ситуации, в которых именно учитель оказывается перед необходимостью высказывать свою позицию по спорному вопросу и грамотно ее обосновать (речь - позиция, речь - опровержение). Важное в роли учителя - это управление вниманием аудитории, речь должна состоять из трех частей: вступление (функция выступления), основная часть (не перегружать), заключение.

Требует внимания речеоформление, так как человек воспринимает зрительно до 90 % информации, блоками по 20 - 25 слов в письменном виде. Необходимо учитывать физиологические, умственные способности аудитории (класса), но речь не должна быть примитивной.

Список использованной литературы

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

2. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М-, 1971. с.34.

3. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. - М., 1967.

5. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

6. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для тех. Вузов. - М.: Высш. шк., 2001-319 с.

7. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966

8. Липкина А.И. Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 1968. - 141 с.

9. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.

10. Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –576 с.

11. Талызина Н.Ф., Теоретические проблемы программированного обучения, М., 1969г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: