Древние формы религии: сущность и функции

«Религия» (лат. Religio) – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.
Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества.

Ú!!! На ранних этапах общественно организации – единственная форма объяснения мира.

Ú Сущность религиозных представлений:

Ú 1.Отражение в верованиях явлений природы и занятий людей.

Ú (получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека)

Ú 2. Отражение в верованиях социальных сил

Ú (обожествление правящей верхушки)

Ú В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира.

Ú общественные функции:

- регулировали отношения между людьми в общине,

- способствовали организации коллективного производственного процесса,

- утверждали первобытную мораль,

- удовлетворяли духовные потребности.

Ú Виды религий

Ú Основа выделения:

Ú 1. история становления;

Ú 2.количество богов, которым поклоняются верующие;

Ú 3. отношение к действительной жизни;

Ú 4. сущность основной идеи, на которую опирается данная вера.

Ú 1.Полидемонизм (язычество) -религии в первобытном обществе (поли — много, демон — стихийная природная сила, еще не совсем Бог, но обладающий сверхъестественной силой).

Ú Формы культа: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.

Ú Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (homo sapiens)

Ú Доказательства:

Ú 1.практика захоронения первобытных людей с совершением погребального обряда.

Ú Вера в то, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Ú 2. наскальная и пещерная живопись ( XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии и др.).

Ú Рисунки: сцены охоты, изображения людей и животных.

Ú Вера в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Ú 3. широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

 
 


Ú 1.П оклонение природе.

Ú Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Ú Термин позаимствован у аборигенов Полинезии и Меланезии.

Ú Мана - сила, управляющая природными процессами.

Ú Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь.

Ú Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.

Ú 2.Тотемизм

Ú Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Ú Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений.

Ú Суть: осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром.

Ú В рамках тотемизма возникла целая система запретов - табу.

Ú Табу - важный механизм регулирования социальных отношений.

Ú А)половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками;

Ú Б) пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям;

Ú В) табу на гарантию неприкосновенности жилища, очага и т.д.;

Ú Г) табу на правила погребения;

Ú Д) табу на положение в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива и т.д.

Ú Действия табуированных объектов являются двойственными:

Ú — опасные

Ú — полезные.

Ú Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело.

Ú Нечистые — несущие в себе нечто губительное

Ú 3.Магия

Ú Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Ú Суть - вера в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Ú Виды магии:

Ú 1.по методам воздействия:

Ú 1.1.контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие),

Ú 1.2. инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);

Ú 1.3.парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);

Ú 1.4.имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Ú 2. по социальной направленности и целям воздействия:

Ú 2.1.вредоносная (нанесение порчи);

Ú 2.2.военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);

Ú 2.3.любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);

Ú 2.4.лечебная;

Ú 2.5.промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);

Ú 2.6.метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Ú Магия - первобытная наука или пранаукой - содержит элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Ú 4.Фетишизм

Ú Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Ú Суть - успех в практической деятельности – помощь фетиша, и наоборот.

Ú Фетиш - любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие.

Ú Предмету приписывались неприсущие ему свойства:

Ú - способность исцелять,

Ú - предохранять от опасности,

Ú - помогать на охоте и т. п.

Ú Предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок.

Ú Разновидность фетишизма - идолопоклонство.

Ú Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного.

Ú Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Ú 5.Анимизм

Ú Анимизм — вера в существование души и духов.

Ú Душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными.

Ú Суть - в признании души самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними или покидать.

Ú Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов.

Ú Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Ú Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи.

Ú Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы.

Ú Отличительный признак духов — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д.

Ú Мир духов — это невидимый мир, наделен таинственной силой.

Ú Духи:

Ú - добрые,

Ú - злые.

Ú Шаманизм – вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов.

Ú Шаманы – это группа людей, которые существуют за счет осуществления религиозных обрядов.

Ú Шаманы определяли главного объекта религиозного поклонения, осуществляли психическое воздействие на людей.

Ú Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Ú Шаманы в процессе проведения обрядов входили в экстаз и влияли на настроение общины.

Ú Практиковали: (народы Африки, Азии, Австралии, Америки).

Ú Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени.

Ú Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин.

Ú Считалось, что умершие родственники продолжают оказывать влияние на жизнь племени.

Ú Культ предков в том или ином виде вошел в вероучения более поздних религий, и даже сегодняшних.

Ú Современно проявление культа - почитание святых в христианстве, исламе и других религиях.

Ú 6. Миф

Ú Миф - повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность

Ú Суть мифа - отсутствие разделения естественного и сверхъестественного, чувственного и духовного.

Ú Первобытное общественное сознание имело синтетический характер - мифосознание.

Ú Миф в художественной форме отображал мысли о мире, его происхождении, сущности.

Ú В мифах наивно-реалистические взгляд на мир переплетались с нереальными и фантастическими.

Ú Миф главный носитель информации, он легко запоминался и передавался из поколения в поколение.

Ú Миф - мировоззрения: в нем подавалась общая оценка мира, формировались ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.

Ú Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца.
Пример: классическая древнегреческая мифология.

Ú Миф способен объяснить происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо рассказом о возникновении интересующего предмета в некое «изначальное» время путем «перводействия», либо просто ссылаясь на прецедент.

Ú Истинность мифа для «обладателя» мифосознания снимает проблему разделения знания и веры.

Тема 2. Основные проблемы антропогенеза

1.Гоминидная триада.

2.Проблемы современной классификации гоминид.

3.Проблема прародины человечества и экологических обстоятельств антропогенеза.

4.Ранняя орудийная деятельность архантропов, палеоантропов и неантропов.

5.Основные концепции антропогенеза

l 1.Гоминидная триада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: