«Религия» (лат. Religio) – набожность, святыня, предмет культа, общественно-историческое явление, форма общественного сознания и соответствующие ей психология и поведение людей.
Религия – вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества.
Ú!!! На ранних этапах общественно организации – единственная форма объяснения мира.
Ú Сущность религиозных представлений:
Ú 1.Отражение в верованиях явлений природы и занятий людей.
Ú (получили отражение лишь те, от которых зависела жизнь человека)
Ú 2. Отражение в верованиях социальных сил
Ú (обожествление правящей верхушки)
Ú В первобытных верованиях достаточно полно отображается понимание окружающего мира.
Ú общественные функции:
- регулировали отношения между людьми в общине,
- способствовали организации коллективного производственного процесса,
- утверждали первобытную мораль,
- удовлетворяли духовные потребности.
Ú Виды религий
Ú Основа выделения:
|
|
Ú 1. история становления;
Ú 2.количество богов, которым поклоняются верующие;
Ú 3. отношение к действительной жизни;
Ú 4. сущность основной идеи, на которую опирается данная вера.
Ú 1.Полидемонизм (язычество) -религии в первобытном обществе (поли — много, демон — стихийная природная сила, еще не совсем Бог, но обладающий сверхъестественной силой).
Ú Формы культа: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм.
Ú Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад (homo sapiens)
Ú Доказательства:
Ú 1.практика захоронения первобытных людей с совершением погребального обряда.
Ú Вера в то, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.
Ú 2. наскальная и пещерная живопись ( XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии и др.).
Ú Рисунки: сцены охоты, изображения людей и животных.
Ú Вера в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
Ú 3. широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.
Ú 1.П оклонение природе.
Ú Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».
Ú Термин позаимствован у аборигенов Полинезии и Меланезии.
Ú Мана - сила, управляющая природными процессами.
Ú Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то необычные успехи, например, как земледелец, воин или вождь.
|
|
Ú Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.
Ú 2.Тотемизм
Ú Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).
Ú Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений.
Ú Суть: осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром.
Ú В рамках тотемизма возникла целая система запретов - табу.
Ú Табу - важный механизм регулирования социальных отношений.
Ú А)половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками;
Ú Б) пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям;
Ú В) табу на гарантию неприкосновенности жилища, очага и т.д.;
Ú Г) табу на правила погребения;
Ú Д) табу на положение в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива и т.д.
Ú Действия табуированных объектов являются двойственными:
Ú — опасные
Ú — полезные.
Ú Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело.
Ú Нечистые — несущие в себе нечто губительное
Ú 3.Магия
Ú Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.
Ú Суть - вера в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).
Ú Виды магии:
Ú 1.по методам воздействия:
Ú 1.1.контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие),
Ú 1.2. инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
Ú 1.3.парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногти, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
Ú 1.4.имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).
Ú 2. по социальной направленности и целям воздействия:
Ú 2.1.вредоносная (нанесение порчи);
Ú 2.2.военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
Ú 2.3.любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
Ú 2.4.лечебная;
Ú 2.5.промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
Ú 2.6.метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);
Ú Магия - первобытная наука или пранаукой - содержит элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.
Ú 4.Фетишизм
Ú Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.
Ú Суть - успех в практической деятельности – помощь фетиша, и наоборот.
Ú Фетиш - любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие.
Ú Предмету приписывались неприсущие ему свойства:
Ú - способность исцелять,
Ú - предохранять от опасности,
Ú - помогать на охоте и т. п.
Ú Предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок.
Ú Разновидность фетишизма - идолопоклонство.
Ú Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного.
Ú Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.
Ú 5.Анимизм
Ú Анимизм — вера в существование души и духов.
Ú Душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными.
Ú Суть - в признании души самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними или покидать.
|
|
Ú Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов.
Ú Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.
Ú Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи.
Ú Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы.
Ú Отличительный признак духов — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д.
Ú Мир духов — это невидимый мир, наделен таинственной силой.
Ú Духи:
Ú - добрые,
Ú - злые.
Ú Шаманизм – вера в особые, могущественные силы и возможности профессиональных служителей культа – шаманов.
Ú Шаманы – это группа людей, которые существуют за счет осуществления религиозных обрядов.
Ú Шаманы определяли главного объекта религиозного поклонения, осуществляли психическое воздействие на людей.
Ú Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.
Ú Шаманы в процессе проведения обрядов входили в экстаз и влияли на настроение общины.
Ú Практиковали: (народы Африки, Азии, Австралии, Америки).
Ú Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени.
Ú Культ предков – это отражение в фантастической форме значения кровного родства и старейшин.
Ú Считалось, что умершие родственники продолжают оказывать влияние на жизнь племени.
Ú Культ предков в том или ином виде вошел в вероучения более поздних религий, и даже сегодняшних.
Ú Современно проявление культа - почитание святых в христианстве, исламе и других религиях.
|
|
Ú 6. Миф
Ú Миф - повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая сомнению реальность
Ú Суть мифа - отсутствие разделения естественного и сверхъестественного, чувственного и духовного.
Ú Первобытное общественное сознание имело синтетический характер - мифосознание.
Ú Миф в художественной форме отображал мысли о мире, его происхождении, сущности.
Ú В мифах наивно-реалистические взгляд на мир переплетались с нереальными и фантастическими.
Ú Миф главный носитель информации, он легко запоминался и передавался из поколения в поколение.
Ú Миф - мировоззрения: в нем подавалась общая оценка мира, формировались ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.
Ú Все известные мифологические системы изображают сотворение мира, но в них отсутствует образ Бога-творца.
Пример: классическая древнегреческая мифология.
Ú Миф способен объяснить происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо рассказом о возникновении интересующего предмета в некое «изначальное» время путем «перводействия», либо просто ссылаясь на прецедент.
Ú Истинность мифа для «обладателя» мифосознания снимает проблему разделения знания и веры.
Тема 2. Основные проблемы антропогенеза
1.Гоминидная триада.
2.Проблемы современной классификации гоминид.
3.Проблема прародины человечества и экологических обстоятельств антропогенеза.
4.Ранняя орудийная деятельность архантропов, палеоантропов и неантропов.
5.Основные концепции антропогенеза
l 1.Гоминидная триада.