Главная движущая сила эволюции (и отличающая человека и обезьяну) – трудовая деятельность

l «Труд создал человека»: его современную анатомию (прямохождение, рука как орган труда; усложнение трудовых операций - увеличение головного мозга - обратный закон кибернетики-, содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и общества).

l Биологическая концепция эволюции (анатом Л. Больк, 1918г.) или "гипотеза фетализации".

l По Л. Больку, человек "не повзрослевшая" обезьяну.

l Признаки взрослого человека - большой объем мозга относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона.

l Концепция Г. Вейнерта (1932):

l Основной движущей силой - климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода и великое значение огня в жизни первобытных людей. Идея о важности климатических изменений для биологической эволюции и возникновения общества весьма продуктивна и имеет множество сторонников среди современных антропологов.

Гипотеза Б.Ф. Поршнева "О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)" (1974).

l Древнейшие предки человека - троглодитиды - уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. По способу питания они были падальщиками. Стадия "трупоядения" была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодитиды перенесли на черепа животных, а затем на сами камни.

l Суггестия - психическое внушение, что позволяло троглодитам побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом.

l Контрсуггестия - вторая сигнальная система, речь.

l С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей.

Тема: Происхождение языка и речи

  1. Формы коммуникации и их развитие у приматов
  2. Гипотезы происхождения языка.
  3. Органы речи.
  4. Примитивная речь и архаическое мышление.
  5. Язык – продукт общественного развития.

Литература:

1. История первобытного общества. Учебник.

2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. М., 1999.

1.Формы коммуникации и их развитие у приматов

n Коммуникация – (лат. Связываю, общаюсь) процессы взаимодействия между особями, связанные с передачей информации от одной особи к другой.

n Элементы коммуникаций у животных (сигналы):

n - ритуализированные;

n - видотипичные;

n - генетически фиксированные.

n Общение – взаимодействие в сложившейся системе отношений между особями одного вида или разных видов.

n Язык – система знаков, сигналов, служащая средством для передачи информации, общения

n Первичный (невербальный язык) (человек и животные) – двигательная активность, позы, мимика, жесты, работа голосового аппарата.

n!!! (пример: картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - поза раскаяния)

n Вторичный язык – абстракции различной степени сложности (человек, человекообразные обезьяны).

 
 

 
 


Комплексы коммуникации и этологический механизм происхождения речи.

n Комплексы коммуникации – синхронно воспроизводимые элементы, относящиеся к разным каналам связи.

n Бывают:

n - простые (двойные);

n - сложные (более трех)

n Этапы развития коммуникации до возникновения речи:

n 1. уровень – низших узконосых обезьян и некоторых широконосых;

n Суть: предотвращение и торможение агрессии (звуки связаны с мимикой и позой)

n 2.уровень человекообразных обезьян

n Усиление визуального и акустического

n 3.австралопитеки и хабилисы

n Визуальные элементы – жесты (указательные и изобразительные)

Обучение обезьян знаковым системам языка человека

n Средства взаимной сигнализации два типа:

n - звуковые (основанные на слуховом и звукопроизносительном анализаторах)

n - мимико-жестикуляторные (основанные на зрительном и моторном анализаторах).

n 1.Отсутствие членораздельной речи у обезьян – особенности строения голосового аппарата

n 2.Способность к языку на основе довербальных понятий и обобщений

n (Л.А.Фирсов)

n!(примеры: Супруги Гарднеры обучили самку шимпанзе Уошо 160 слов на языке жестов;

n Д.Примак шимпанзе Сара;

n Горилла Кокко (500 знаков)

n Язык животных

n 1.Язык животных врожденный.

n Учиться животным не приходится.

n 2.Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние.

n Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств.

n 3.Коммуникация животных однонаправленная.

n Диалоги возможны, но редки.

n 4. Между сигналами животных нет четких границ, их значение зависит от ситуации, в которой они воспроизведены.

n 5.В коммуникации животных невозможна информация не о себе.

2.Гипотезы происхождения языка

n 1.Гипотеза божественного происхождения языка

n Индийские веды – установитель имен – бог – Всеобщий ремесленник и «господин речи»

n Библейский миф – в первые три дня сотворения Бог сам называл крупные объекты, а затем это право было передано Адаму.

n 2.Гипотеза людей – изобретателей языка – (Платон, Аристотель, Лао-Цзы и Конфуций и др.)

n «По установлению» или «от природы»

n 3.Гипотеза случайного изобретения языка (Торндайк)

n Связь звуков со смысловым содержанием слов – случайна.

n 4.Гипотеза жизненных шумов – (В.В.Бунак) – речь возникла на основе звуков, свойственных высшим приматам, на основе жизненных шумов (хрюканье, аканье, мяуканье и др.

n 5.Гипотеза звукоподражания – (Лейбниц, Ч.Дарвин) - слова образовались благодаря стихийному, инстинктивному подражанию их звучаний тем впечатлениям, которые производили на первых людей окружающие их вещи и животные.

n Звуки сильные и шумные, мягкие и тихие.

n Примеры:

n звук «r» вызывает сильное движение и шум.

n «дикарь ружье называет «пу», а птицу – «куку»».

n 5.Гипотеза аффекта – речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния.

n Ой! Ой!

n 6.Гипотеза ручных жестов (Вундт) – движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимы (движение тела, рук, лица).

n Н.Я.Марр «сначала люди использовали намеренные движения рук, связанные с различными действиями или предметами (изобразительные или указательные жесты), но это не экономично, особенно затрудняется в процессе трудовой деятельности.

n 8.Трудовые гипотезы

n Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)

n Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков (Людвиг Нуаре, вт. пол. XIX в).

n Трудовая гипотеза Энгельса

n Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык.

n (Ф.Энгельс и К.Маркс).

n 9. Гипотеза спонтанного скачка

n Язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой.

n (В. Гумбольдт)

Моногенетическая теория языка (XXв.)
Авторы: А.Тромбетти (1905; 1923), М.Сводеш и др.
Идея!!! Общее происхождение языков мира.
Доказательства: звуковая и семантическая близость языков разных континентов
Современная гипотеза ностратического праязыка.
Пример: водный путь
герм. - gang (путь); бурушаски – gan (путь); саксктрит – ganga (вода); праенисейское – Kang (вода); кетское – Kang (дорога); кит. Kiang (река); праавстронезийское – gan (река); греч. – okeanos (океан); западночад. –hama (вода); финское – kymi (вода, течение) и т.д.

n Формирование детской речи

n 1)эмоции-команды (с рождения):

n инстинктивное выражение благополучного или неблагополучного состояния;

n 2) слова-предложения:

n А. выражающие требования (повелительные): д"ац"(дать), гада (требование перенести на другое место), мака (дай молока)

n Б. выражающие наличие предметов: мама (вот мама), му (вот корова), п"ис"и (вот карандаш);

n В. предложения, называющие лица (звательные): мама (мама, иди; со звательной интонацией).

n Г. констатация существования факта, предмета;

n Д. констатация действия;

n Е. выражение атрибуции предмета.

n 3) двусловные предложения:

n Слова объединены законченной интонацией

n 4) многословные несинтаксированные предложения;

n вычленяется объект (субъект) и само действие, так же как признак, отделяется от предмета

n 5) грамматически оформленные высказывания.

n Особенность - формирование механизма программирования речевого произведения, дающего возможность строить синтаксически сложные высказывания.

3.Органы речи.

n По В.В.Бунаку:

n 1)Периферическая (гортань, связки и др.)

n Отличительные особенности:

n Низкое положение

n Голосовые связки короче

n ГС образуют заслонку в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе и выдохе

n Имеется голосовой мускул

n Речевые звуки возникают благодаря движению языка и губ, разбивающиеся о ротовую полость

n Длина языка больше и коневая часть образует изгиб и лежит в глотке

n Движения мягкого неба включают носовой путь воздушной струи – чистые ротовые звуки.

n 2)Центральная – отделы головного мозга

n Зона Брока (моторика речи) - нижней лобной доле ГМ участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей.

n Зона Вернике – верхне-задний участок височной доли, отвечает за понимание речи.

n Речь контролируется левым полушарием.

4.Примитивная речь и архаическое мышление.

Использование внешних предметов Группа гоминид Вид умственной деятельности Вид голосовой деятельности
Неизмен. предметы Случайное Систем-ское Исходная группа Ранние предастралопитек. Конкретные представления Узкие расширенные «Голосовые сигналы»
Обработ-е камни олдувайские Австралопитековые хабилисы Общие представления Связи в пределах одного цикла действий Связи между несколькими циклами Лалии (звукосочетания) Слабо фиксированные артикуляции Дифференц. артикуляции
Шелль (аббевильские) Ашелль и ранний мустье Позднее мустье Архентропы (синантропы) Ранние палеоантропы: (Эрингсдорф, Штейнхейм Поздние палеоантропы Ла-Шапель-о-Сен, Схул и др. понятия слитные Зачаточные Диффузные детализированные слова слитные Единичные Дифференц. Фонетические разнообразные
Поздний палеолит Ископаемые неоантропы синтагмические 䦋㌌㏒㧀좈໱琰茞ᓀ㵂Ü Речевые синтагмы
                   

Основные ступени формирования речи

n 1.Нечленораздельная речь — это средство взаимного общения первобытных людей на ранней стадии их развития, для которого, характерно отсутствие системы четко дифференцированных, противопоставляемых друг другу звуковых единиц языка (еще не было слов, противопоставляемых в предложении, а были так называемые «слова-предложения»).

n (от австралопитековых до неандертальца)

n 2.Членораздельная речь -это прежде всего словесная речь.

n ЧРР - построена из предложений и выражает четко дифференцированные понятия и суждения.

n 1.Первый этап - homo habilis.

n Он обрабатывал камни. Мозг - 700 гр.

n Это этап перехода обезьяны к человеку. Приблизительная граница, отделяющая мозг обезьяны от человека - примерно 750 гр.

n 2.Второй этап - homo erectus.

n Представлен: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек.

n (1,5 мл. лет назад.)

n Знал огонь. Масса мозга была 750 - 1250 гр. Видимо, в этот период уже появились зачатки речи.

n Палеоантроп (200-400 тыс. лет назад).

n Homo sapiens Изготавливал орудия из камня, кости, дерева. Хоронил мертвых. Вес мозга до 1500 г.

Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления

n 1. Предметные средства общения (следы на песке, остатки пищи, отбросы, продукты обработки камня и др.).

n Изображение предметов с целью коммуникации

n 2. Пиктографическое, или рисуночное, письмо - результат преднамеренного изображения предмета с целью общения.

n Эволюция пиктографического письма от полного изображения предмета к схематическому изображению лишь некоторых деталей изображаемого объекта.

3. Идеографическое, или иероглифическое, письмо - потребность в государственной переписке, торговле, издании и распространении законов и т. п. (папирус, шелк, бумага и т.д.)

n Идеографическое письмо не воспроизводит целостную ситуацию.

n Элемент записи — иероглиф

n Система знаков и мысли.

n 4. Слоговое и звуковое письмо

n Слоговое - (минойцы)

n звуковое письмо, представляет собой систему знаков в виде букв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: