l «Труд создал человека»: его современную анатомию (прямохождение, рука как орган труда; усложнение трудовых операций - увеличение головного мозга - обратный закон кибернетики-, содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и общества).
l Биологическая концепция эволюции (анатом Л. Больк, 1918г.) или "гипотеза фетализации".
l По Л. Больку, человек "не повзрослевшая" обезьяну.
l Признаки взрослого человека - большой объем мозга относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона.
l Концепция Г. Вейнерта (1932):
l Основной движущей силой - климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода и великое значение огня в жизни первобытных людей. Идея о важности климатических изменений для биологической эволюции и возникновения общества весьма продуктивна и имеет множество сторонников среди современных антропологов.
|
|
Гипотеза Б.Ф. Поршнева "О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)" (1974).
l Древнейшие предки человека - троглодитиды - уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. По способу питания они были падальщиками. Стадия "трупоядения" была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодитиды перенесли на черепа животных, а затем на сами камни.
l Суггестия - психическое внушение, что позволяло троглодитам побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом.
l Контрсуггестия - вторая сигнальная система, речь.
l С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей.
Тема: Происхождение языка и речи
- Формы коммуникации и их развитие у приматов
- Гипотезы происхождения языка.
- Органы речи.
- Примитивная речь и архаическое мышление.
- Язык – продукт общественного развития.
Литература:
1. История первобытного общества. Учебник.
2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. М., 1999.
1.Формы коммуникации и их развитие у приматов
n Коммуникация – (лат. Связываю, общаюсь) процессы взаимодействия между особями, связанные с передачей информации от одной особи к другой.
n Элементы коммуникаций у животных (сигналы):
n - ритуализированные;
n - видотипичные;
n - генетически фиксированные.
n Общение – взаимодействие в сложившейся системе отношений между особями одного вида или разных видов.
n Язык – система знаков, сигналов, служащая средством для передачи информации, общения
n Первичный (невербальный язык) (человек и животные) – двигательная активность, позы, мимика, жесты, работа голосового аппарата.
|
|
n!!! (пример: картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - поза раскаяния)
n Вторичный язык – абстракции различной степени сложности (человек, человекообразные обезьяны).
Комплексы коммуникации и этологический механизм происхождения речи.
n Комплексы коммуникации – синхронно воспроизводимые элементы, относящиеся к разным каналам связи.
n Бывают:
n - простые (двойные);
n - сложные (более трех)
n Этапы развития коммуникации до возникновения речи:
n 1. уровень – низших узконосых обезьян и некоторых широконосых;
n Суть: предотвращение и торможение агрессии (звуки связаны с мимикой и позой)
n 2.уровень человекообразных обезьян
n Усиление визуального и акустического
n 3.австралопитеки и хабилисы
n Визуальные элементы – жесты (указательные и изобразительные)
Обучение обезьян знаковым системам языка человека
n Средства взаимной сигнализации два типа:
n - звуковые (основанные на слуховом и звукопроизносительном анализаторах)
n - мимико-жестикуляторные (основанные на зрительном и моторном анализаторах).
n 1.Отсутствие членораздельной речи у обезьян – особенности строения голосового аппарата
n 2.Способность к языку на основе довербальных понятий и обобщений
n (Л.А.Фирсов)
n!(примеры: Супруги Гарднеры обучили самку шимпанзе Уошо 160 слов на языке жестов;
n Д.Примак шимпанзе Сара;
n Горилла Кокко (500 знаков)
n Язык животных
n 1.Язык животных врожденный.
n Учиться животным не приходится.
n 2.Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние.
n Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств.
n 3.Коммуникация животных однонаправленная.
n Диалоги возможны, но редки.
n 4. Между сигналами животных нет четких границ, их значение зависит от ситуации, в которой они воспроизведены.
n 5.В коммуникации животных невозможна информация не о себе.
2.Гипотезы происхождения языка
n 1.Гипотеза божественного происхождения языка
n Индийские веды – установитель имен – бог – Всеобщий ремесленник и «господин речи»
n Библейский миф – в первые три дня сотворения Бог сам называл крупные объекты, а затем это право было передано Адаму.
n 2.Гипотеза людей – изобретателей языка – (Платон, Аристотель, Лао-Цзы и Конфуций и др.)
n «По установлению» или «от природы»
n 3.Гипотеза случайного изобретения языка (Торндайк)
n Связь звуков со смысловым содержанием слов – случайна.
n 4.Гипотеза жизненных шумов – (В.В.Бунак) – речь возникла на основе звуков, свойственных высшим приматам, на основе жизненных шумов (хрюканье, аканье, мяуканье и др.
n 5.Гипотеза звукоподражания – (Лейбниц, Ч.Дарвин) - слова образовались благодаря стихийному, инстинктивному подражанию их звучаний тем впечатлениям, которые производили на первых людей окружающие их вещи и животные.
n Звуки сильные и шумные, мягкие и тихие.
n Примеры:
n звук «r» вызывает сильное движение и шум.
n «дикарь ружье называет «пу», а птицу – «куку»».
n 5.Гипотеза аффекта – речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния.
n Ой! Ой!
n 6.Гипотеза ручных жестов (Вундт) – движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимы (движение тела, рук, лица).
n Н.Я.Марр «сначала люди использовали намеренные движения рук, связанные с различными действиями или предметами (изобразительные или указательные жесты), но это не экономично, особенно затрудняется в процессе трудовой деятельности.
n 8.Трудовые гипотезы
n Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)
n Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков (Людвиг Нуаре, вт. пол. XIX в).
|
|
n Трудовая гипотеза Энгельса
n Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык.
n (Ф.Энгельс и К.Маркс).
n 9. Гипотеза спонтанного скачка
n Язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой.
n (В. Гумбольдт)
Моногенетическая теория языка (XXв.)
Авторы: А.Тромбетти (1905; 1923), М.Сводеш и др.
Идея!!! Общее происхождение языков мира.
Доказательства: звуковая и семантическая близость языков разных континентов
Современная гипотеза ностратического праязыка.
Пример: водный путь
герм. - gang (путь); бурушаски – gan (путь); саксктрит – ganga (вода); праенисейское – Kang (вода); кетское – Kang (дорога); кит. Kiang (река); праавстронезийское – gan (река); греч. – okeanos (океан); западночад. –hama (вода); финское – kymi (вода, течение) и т.д.
n Формирование детской речи
n 1)эмоции-команды (с рождения):
n инстинктивное выражение благополучного или неблагополучного состояния;
n 2) слова-предложения:
n А. выражающие требования (повелительные): д"ац"(дать), гада (требование перенести на другое место), мака (дай молока)
n Б. выражающие наличие предметов: мама (вот мама), му (вот корова), п"ис"и (вот карандаш);
n В. предложения, называющие лица (звательные): мама (мама, иди; со звательной интонацией).
n Г. констатация существования факта, предмета;
n Д. констатация действия;
n Е. выражение атрибуции предмета.
n 3) двусловные предложения:
n Слова объединены законченной интонацией
n 4) многословные несинтаксированные предложения;
n вычленяется объект (субъект) и само действие, так же как признак, отделяется от предмета
n 5) грамматически оформленные высказывания.
n Особенность - формирование механизма программирования речевого произведения, дающего возможность строить синтаксически сложные высказывания.
3.Органы речи.
n По В.В.Бунаку:
n 1)Периферическая (гортань, связки и др.)
n Отличительные особенности:
n Низкое положение
n Голосовые связки короче
n ГС образуют заслонку в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе и выдохе
n Имеется голосовой мускул
|
|
n Речевые звуки возникают благодаря движению языка и губ, разбивающиеся о ротовую полость
n Длина языка больше и коневая часть образует изгиб и лежит в глотке
n Движения мягкого неба включают носовой путь воздушной струи – чистые ротовые звуки.
n 2)Центральная – отделы головного мозга
n Зона Брока (моторика речи) - нижней лобной доле ГМ участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей.
n Зона Вернике – верхне-задний участок височной доли, отвечает за понимание речи.
n Речь контролируется левым полушарием.
4.Примитивная речь и архаическое мышление.
Использование внешних предметов | Группа гоминид | Вид умственной деятельности | Вид голосовой деятельности | ||||||
Неизмен. предметы | Случайное Систем-ское | Исходная группа Ранние предастралопитек. | Конкретные представления | Узкие расширенные | «Голосовые сигналы» | ||||
Обработ-е камни | олдувайские | Австралопитековые хабилисы | Общие представления | Связи в пределах одного цикла действий Связи между несколькими циклами | Лалии (звукосочетания) | Слабо фиксированные артикуляции Дифференц. артикуляции | |||
Шелль (аббевильские) Ашелль и ранний мустье Позднее мустье | Архентропы (синантропы) Ранние палеоантропы: (Эрингсдорф, Штейнхейм Поздние палеоантропы Ла-Шапель-о-Сен, Схул и др. | понятия | слитные | Зачаточные Диффузные детализированные | слова | слитные | Единичные Дифференц. Фонетические разнообразные | ||
Поздний палеолит | Ископаемые неоантропы | синтагмические | 䦋㌌㏒㧀좈琰茞ᓀ㵂Ü | Речевые синтагмы | |||||
Основные ступени формирования речи
n 1.Нечленораздельная речь — это средство взаимного общения первобытных людей на ранней стадии их развития, для которого, характерно отсутствие системы четко дифференцированных, противопоставляемых друг другу звуковых единиц языка (еще не было слов, противопоставляемых в предложении, а были так называемые «слова-предложения»).
n (от австралопитековых до неандертальца)
n 2.Членораздельная речь -это прежде всего словесная речь.
n ЧРР - построена из предложений и выражает четко дифференцированные понятия и суждения.
n 1.Первый этап - homo habilis.
n Он обрабатывал камни. Мозг - 700 гр.
n Это этап перехода обезьяны к человеку. Приблизительная граница, отделяющая мозг обезьяны от человека - примерно 750 гр.
n 2.Второй этап - homo erectus.
n Представлен: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек.
n (1,5 мл. лет назад.)
n Знал огонь. Масса мозга была 750 - 1250 гр. Видимо, в этот период уже появились зачатки речи.
n Палеоантроп (200-400 тыс. лет назад).
n Homo sapiens Изготавливал орудия из камня, кости, дерева. Хоронил мертвых. Вес мозга до 1500 г.
Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления
n 1. Предметные средства общения (следы на песке, остатки пищи, отбросы, продукты обработки камня и др.).
n Изображение предметов с целью коммуникации
n 2. Пиктографическое, или рисуночное, письмо - результат преднамеренного изображения предмета с целью общения.
n Эволюция пиктографического письма от полного изображения предмета к схематическому изображению лишь некоторых деталей изображаемого объекта.
3. Идеографическое, или иероглифическое, письмо - потребность в государственной переписке, торговле, издании и распространении законов и т. п. (папирус, шелк, бумага и т.д.)
n Идеографическое письмо не воспроизводит целостную ситуацию.
n Элемент записи — иероглиф
n Система знаков и мысли.
n 4. Слоговое и звуковое письмо
n Слоговое - (минойцы)
n звуковое письмо, представляет собой систему знаков в виде букв.