Особенности психолого-педагогического консультирования

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются следующие варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми-дошкольниками. Вариант 1. Трудности установления нормальных взаимоотношений с ребенком в возрасте от двух до трех лет. Вариант 2. Есть два или более ребенка разного возраста (не старше подросткового) и между детьми не складываются нормальные взаимоотношения и возникают конфликты. Вариант 3. Супруги, у которых ребенок находится еще в младенческом или раннем возрасте, не могут между собой договориться о том, как им обучать и воспитывать ребенка. Вариант 4. Ребенок, которому уже исполнилось семь лет, не хочет идти в школу. Вариант 5. В психике и поведении ребенка-дошкольника молодые родители обнаруживают нечто такое, что их тревожит. Вариант 6. Родители ребенка старшего дошкольного возраста готовят его к поступлению в школу и хотят сделать все, от них зависящее, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к обучению в школе. Вариант 7. Родители желают приступить к обучению своего ребенка с раннего дошкольного возраста, но не знают, правильно ли они делают, с ранних лет загружая ребенка серьезной учебой. Особенности проведения психологического консультирования в каждом из этих случаев, соответствующих выделенным вариантам проблем. Случай 1. Приступая к психологическому консультированию по данной проблеме, вначале следует изучить ребенка и определить его природный тип темперамента. Затем – делать выводы о коррекции поведения ребенка с учетом этого. Случай 2. Работая с детьми старшего возраста, необходимо, чтобы родители ставили перед собой задачу научить их полезным умениям и навыкам, в данном случае – активным действиям по предупреждению и последующему разрешению конфликтов. Случай 3.Психологу-консультанту рекомендуется вести консультирование по четкому плану: необходимо выяснить, в чем состоят разногласия между родителями в вопросах обучения и воспитания детей, каждому из родителей надо предоставить возможность объяснить психологу-консультанту свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. Случай 4. Работа по повышению уровня мотивационной готовности к обучению в школе с ребенком, сводится к тому, чтобы самыми разными, доступными и эффективными способами вызвать у него повышенный интерес к учению. Случай 5. После предварительной беседы с родителями ребенка и с самим ребенком психологу-консультанту необходимо провести специальное психодиагностическое обследование ребенка для уточнения его проблем. Случай 6. Психодиагностика, преследует три цели: во-первых, внимательно и разносторонне изучив ребенка, постараться точно определить то, в чем он еще психологически не вполне готов к обучению в школе; во-вторых, выявить, какие резервы для дальнейшего психологического развития у него имеются; в-третьих, определить задатки к развитию общих и специальных способностей, имеющиеся у данного ребенка. Случай 7. Изучить ребенка, внимательно проанализировать условия его жизни, учесть многое другое, что может положительно или отрицательно повлиять на успех раннего обучения.

Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников

Между родителями и детьми младшего школьного возраста могут возникать следующие варианты проблем, требующих проведения психологического консультирования. Вариант 1. ребенок начал учиться в первом классе школы и учится плохо. Вариант 2. у ребенка не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми. Вариант 3 у ребенка не складываются нормальные взаимоотношения с учителями. Психолого-педагогическое консультирование к каждому варианту: Случай 1. Дополнительно поработать с ребенком, чтобы развить у него соответствующие когнитивные функции. Родители, должны больше внимания обращать на старания и успехи ребенка и какое-то время не замечать его ошибок и неудач. Случай 2. Выяснить, в какой обстановке у ребенка чаще всего возникают проблемы в общении с другими детьми; определить позицию, которую в конфликтах с другими детьми занимает сам ребенок; установить, как ко всему этому относятся сами родители ребенка; прояснить, как к данному ребенку на самом деле относятся все другие дети, с которыми он общается. Случай 3. необходимо провести разностороннее психологическое обследование ребенка для того, чтобы выяснить, в чем же на самом деле состоит его нестандартность, что в этой нестандартности положительное и что отрицательное, что необходимо сохранить и от чего желательно избавиться.

Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста

Вариант 1. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам. Вариант 2. Дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому. Вариант 3. Родителям кажется, что дети-подростки что-то от них скрывают. Вариант 4. Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не хочет заниматься своим развитием. Практика проведения психологического консультирования во всех случаях. Случай 1. Во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Случай 2. Постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие действия и поступки подростка, его сопротивление разумным доводам взрослых. Принять решение и действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению. Случай 3. Перестать отрицательно реагировать на отказ подростка рассказывать о себе и о своих делах. Прекратить игнорировать, отмахиваться от серьезного обсуждения тех вопросов, которые волнуют подростка. Перестать пренебрежительно реагировать на суждения подростка. Регулярно и внимательно прислушиваться к тому, что обсуждают и о чем говорят между собой подростки. Незаметно, ненавязчиво, но искренне и доброжелательно, на равных включаться в разговоры подростков, добиваясь того, чтобы они принимали взрослых в свое сообщество и доверительно обсуждали с ними волнующие их вопросы. Случай 4. Необходимо внимательно разобраться в том, что на самом деле волнует подростка, и почему он так себя ведет, не слушая родителей. Понаблюдать в течение некоторого времени за поведением подростка, обстоятельно расспросить его, вызвав на откровенный разговор. Необходимо обдумать, как и в чем можно пойти навстречу желаниям подростка, как перестроить его психологию и поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: