Консультирование в мультикультуральном обществе. Организационное консультирование

Организационное консультирование.

Консультанты, работающие в организациях: специалисты и джениралисты.

Специалисты – мастера решения каких-либо конкретных управленческих задач. Например, они хорошо владеют постановкой делопроизводства, кадровый аудит, аттестация персонала. Знают свой предмет, предоставляют услуги высокого качества на узком поле. Они могут решать проблема без учета взаимодействия их с другими.

Джениралисты. Занимаются не прямым решением задач, они предлагают методы их решения. Если джениралист предлагает много методов, то директор может выбрать. Могут покрыть потребности клиента. Методы могут быть универсальные (для решения любой задачи) и специальные (для ограниченного круга задач). Преимущества: могут работать с широкими проблемами, комплексные решения этих проблем, достаточно осведомлены в специальных областях.

В основном консультант работает в концептуальном режиме. Предлагает методы, концепции. Есть особая работа - консультирование по управлению – каунселинг (советование). Консультирование управленческое начиналось в форме советов успешных руководителей менее успешным. Источник советов – мудрость консультанта, из профессионального сообщества. Консультант должен стремится понять бизнес клиента. Консультант может давать советы, когда клиент просит совета (кадровые вопросы, вопросы рыночных отношений), когда консультант может сам предлагать свои советы, когда клиент делиться проблемой.

Коучинг – тренерство. Индивидуальная работа с руководителем или сотрудником. Ролевое развитие человека в организации (изменение и расширение влияния личности в организации, принятие на себя новых функций, проявление новых качеств, появление квалификации). Задача: выявление и применение внутреннего потенциала.

Особое значение играет консультирование руководителя. Количество ролей, которые играет руководитель в организации многообразно. Может выступать: отец компании, необязательный руководитель, руководитель, который занят формальным контролем, жесткий администратор, интеллектуальный лидер бизнеса. Если происходит пересмотр роли руководителя это большие изменения в организации. Задачи: диагностика личности (концепции Майерса-Бригса, Берна; история бизнеса как часть биографии), ценностные ориентации (важна доверительность)

Практически все консультирование зависит от того, насколько хорошо установлен контакт. Установление контакта, установление отношения доверия, установление рапорта (состояние общности клиента и консультанта) – самое главное. Контакт устанавливается легче, если консультант и клиент близки по возрасту, полу, состоянию здоровья (болезни и ограничения), вероисповеданию и пр. Жизненный опыт консультанта помогает ему понять клиента. Сложно консультировать по проблеме, которую не понимаешь или которую еще переживаешь, например, потерю родителей. Однако сходство между консультантом и клиентом на практике встречается достаточно редко.

Культурно нейтрального консультирования не существует. Мы всегда консультируем в рамках определенной культуры. Культура – это любая группа людей, которые идентифицируют себя друг с другом на основе некоторых общих целей, потребностей или общности происхождения.

Культура структурирует наше поведение, мышление, восприятие, ценности, цели, мораль, когнитивные процессы (на сознательном и бессознательном уровне).

Культура определяется по следующим переменным:

  1. этнические переменные – этнос, национальность, вероисповедание, язык;
  2. демографические переменные – возраст, пол, место жительства;
  3. статус – социальное, экономическое положение, образование, ряд формальных и неформальных признаков.

Характеристики, которые присущи всем культурам: образованность, убеждения, ценности.

Мультикультуральное консультирование – это консультирование, в котором между консультантом и клиентом существуют значительные культурные различия. Эти различия могут быть результатом того, что человек жил в уникальной культурной среде, результатом воздействия каких-либо жизненных обстоятельств либо воспитание в особом этническом окружении.

Полностью не решен вопрос о том, насколько широко должны учитываться культуральные различия в консультировании. Этический подход говорит о том, что не надо особо учитывать специфику культуры человека, а нужно основываться на общекультурных ценностях. Эмический подход говорит, что особенности культуры нужно адаптировать к культуре клиента. Для любого подхода в консультировании важно соблюдение 4 условий:

  1. Установление терапевтических отношений.
  2. Наличие общих взглядов на мир у клиента и консультанта.
  3. Вера клиента в позитивные изменения.
  4. Взаимная вера консультанта и клиента в терапевтическую силу вмешательства.

В обществе всегда встречается разнообразие сосуществующих культур. Проблема мультикультурального консультирования возникла в начале ХХ в. в США. Сначала эта проблема описывалась относительно клиента, позже – с точки зрения консультанта, а потом – в процессе взаимодействия между клиентом и консультантом.

Одна из моделей мультикультурального консультирования – адресная модель (addressing) учитывает такие различия как возраст, физические ограничения, религию, этническую принадлежность, традиции рода, национальное происхождение, пол и др.

Культуральный фактор Меньшинства Формы притеснения
Возраст Пожилые люди Эйджизм
Ограниченные физические возможности, инвалидность Инвалиды Предубеждения, дискриминация
Религия Религиозные меньшинства Религиозная нетерпимость, преследование
Этническая (расовая) принадлежность Этнические меньшинства Расизм
Социальный статус Люди с низким социальным статусом Классовая дискриминация
Сексуальная ориентация Сексуальные меньшинства Гетеросексизм
Традиции рода Представители национальных меньшинств Расизм
Национальная принадлежность Беженцы, эмигранты, иностранные студенты Расизм
Пол Женщины Сексизм

Трудности мультикультурального консультирования:

1. Необходимость разграничивать различия, обусловленные принадлежностью к культуре, и различия, происходящие из бедности или обездоленного состояния.

2. Понимание невербальных форм поведение меньшинств.

3. Учет окультуривания, в процессе которого культуральная группа отказывается от старых стереотипов и принимает другие формы поведения.

Основная проблема мультикультурального консультирования в США – доминирование теорий, которые основаны на культурных ценностях белого населения (индивидуализм, ориентация на активность, действенный подход решения проблем, акцентирование вопросов трудовой этики).

Желательным является момент самопознания, через понимание себя приходит понимание другого. Это позволяет подобрать принципы работы с людьми, которые отличаются от консультанта, не теряя своей ценности.

5 принципов эффективного мультикультурального консультирования:

I. Консультант должен признавать, что ценности, убеждения, взгляды, поведение клиента, который принадлежит к другой культуре, относятся к допустимым и желательным проявлениям человеческого поведения.

II. Умение разбираться в разнообразных теориях и традициях консультирования, которые имеют отношение к культурным различиям.

III. Консультант должен понимать социальную среду, в которой воспитывался клиент, которая повлияла на его жизнь.

IV. Умение понимать точку зрения клиента и не сомневаться в ее легитимности.

V. Умение использовать широкий круг разнообразных умений в процессе консультирования.

Консультирование пожилых людей

Консультировать пожилых людей сложно, т.к., как правило, консультант не обладает достаточным жизненным опытом. Иногда главное – выслушать их.

Проблема консультирования становится актуальной, т.к. увеличивается доля пожилых людей в развитых странах. Современные пожилые люди сильно отличаются от пожилых людей 10-15 лет назад, они обратились к европейскому опыту. Они стремятся качественно прожить свою жизнь, не хотят лишать себя жизненных удовольствий, делают то, что им нравится (у них есть выбор). Они возвращаются в дошкольный возраст, когда человек делает не то, что нужно, а то, что хочется.

До недавнего времени консультирование пожилых людей было пренебрегаемой областью. Это связано с низкой социальной активностью пожилого человека, плохим финансовым положением. Существует и «инвестиционный синдром»: считается, что более перспективно и полезно вкладывать свои силы в консультирование взрослых людей и детей. Кроме того, консультанты испытывают иррациональный страх старости, переносят этого состояния на себя, поэтому они отдаляются от этого, не хотят консультировать пожилых людей.

С 1970-х гг. положение стало исправляться, и геронтологическое консультирование стало отдельной областью консультирования в США.

Для того чтобы консультировать пожилого человека, нужно знать возрастную психологию, психологию старости. Старость – комплексный биолого-психолого-социальный процесс. Старение проходит неравномерно, кто-то стареет быстро и рано, а некоторые сохраняют живость ума, эмоциональность до 80-ти лет.

Скорость старения связана с тем, какого уровня жизни и развития человек достигает к 50-ти годам. Если заниматься интеллектуальной деятельностью, вести здоровый образ жизни, следить за питанием и заниматься спортом, то старение проходит медленно.

Старение является естественным этапом развития. По Эриксону, это время сознания своей продуктивности и полноты самореализации. Задача возраста – подвести итоги своей жизни. Если эти итоги положительны (человек реализовался), то складываются благоприятные условия для протекания старости, человек не боится смерти. Если итоги подведены неблагоприятные, человек не состоялся, растратил свою жизнь, то наступает отчаяние, озлобление, поиск виноватого. Происходит «эгоистическая стагнация»: человек живет один, ни с кем не общается, никого не любит.

Старость – время постижения мудрости. Однако сейчас молодые люди мудрее пожилых, т.к. сталинское время убило ценности, люди были зависимы от общества. Сейчас много способов проживания жизни, поэтому молодые люди развивают в себе мудрость очень рано.

Выделяют 2 периода пожилого возраста:

  1. 55-75 лет: люди подвижны, активны, стремятся сохранить работу, участвовать в различных социальных организациях.
  2. После 75 лет: физическая активность ограничивается, и процесс возрастного спада становится заметным.

Пожилые люди часто сталкиваются с предубеждениями о том, что они дряхлые, неаккуратные и пр. Такая дискриминация называется «эйджизмом». У самих стариков есть установка на то, что ценными являются только люди, которые работают, поэтому себя они считают «мусором». Важно убедить пожилого человека в том, что они выполняют важную функцию: пока живы наши родители, мы – дети, они закрывают нас, а также в том, что их проживание старости – модель нашего будущего поведения. Пренебрежительное отношение к себе со стороны пожилых людей становится барьером для общения и понимания. Иногда пожилые люди не принимают свое старение, отрицают его, ведут себя, как молодые.

У пожилых людей много проблем, которые связаны с изменением физических возможностей и социальных ролей, что может провоцировать личностный кризис. Их потребности в решении этих проблем велики.

Проблемы пожилых людей:

Наличие болезней и уменьшение жизненных сил.

Смерть друзей и супруга.

Выход на пенсию и уменьшение дохода.

Большое количество свободного времени и необходимость приобретения новых друзей.

Трудность освоения новых социальных ролей (дедушек, бабушек, прабабушек).

Проблема взаимодействия с выросшими детьми.

Изменение обстановки или создание новой обстановки.

Плохое отношение.

Некоторые из этих проблем являются постепенными, другие являются внезапными. Есть и позитивные перемены, они связаны с рождение внуков, получением социальных льгот, уменьшением обязанностей. Часто негативные переживания перевешивают позитивные. В этом случае пожилые люди требуют очень большой поддержки людей, которые по социальному статусу были бы им родными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: