Правовые основы налогового консультирования

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект Федерального закона “О налоговом консультировании” (имеет регистрационный номер 98051004-2), который подготовлен с целью конкретизировать положения Налогового кодекса РФ об институте налогового представительства, в частности, определить правовой статус уполномоченного представителя налогоплательщика и упорядочить деятельность по налоговому консультированию (подготовка и аттестация специалистов, ответственность за результаты консультирования, создание независимого сообщества налоговых консультантов, взаимоотношения этого сообщества с налоговыми органами, органами налоговой полиции и налогоплательщиками, др. вопросы). При этом предполагается, что налоговые консультанты осуществляют деятельность на основе самофинансирования без привлечения каких-либо бюджетных средств государства.

проект ФЗ «О налоговом консультировании» одобрен Советом Государственной Думы и обсуждался в различных органах, получил отзывы от законодательных органов субъектов Российской Федерации, от Института государства и права РАН и Российской ассоциации налогового права, а также заключение от Правительства РФ.
Концептуально проект в большинстве случаев одобряется. Однако имеются и негативные отзывы. Такое настороженное отношение к проекту в основном объясняется тем, что, якобы, сфера налогового консультирования не нуждается в специальном законодательном регулировании, либо, что она может быть урегулирована вместе с аудиторской деятельностью в одном законе, причем, без выделения налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности, а только в качестве сопутствующих услуг.
Этот тезис не выдерживает критики. Достаточно возразить:
1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется;
2. Сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но, а кто же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего уже незаконно в ней обосновались) те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству. Кроме того, такое положение не отвечает интересам государства, а главное – интересам самих граждан-налогоплательщиков.
3. Вопрос о законодательном регулировании налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности поднят не для того, чтобы кого-то вытеснить из этой сферы. Вовсе нет! Речь идет только об ответственном, самостоятельном, независимом и квалифицированном осуществлении этой деятельности. При этом аудиторы, на наш взгляд, должны заниматься своими функциями, допускающими проведение налогового консультирования аудируемых лиц в качестве сопутствующей деятельности. А налоговые консультанты, по нашему мнению, должны заниматься профессионально той деятельностью, которая на них возлагается в качестве основной функции. Они должны получать соответствующее специальное образование и организовывать наилучшим образом свою деятельность по налоговому консультированию.
Высказываются также такого рода возражения, что законодательством уже урегулированы вопросы налогового консультирования. Например, иногда высказываются недоумения (а порой, допускается умышленное искажение закона) по поводу принятой ч. 1 НК РФ, в ст. 32 которого сказано: “1. Налоговые органы обязаны:…4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов…”.
Казалось бы, чем не налоговое консультирование? Зачем, мол, еще законы? Отнюдь, нет! На наш взгляд, эта норма закона адресована налоговым органам, обязанным при обращениях к ним налогоплательщиков не отказывать им в удовлетворении их просьб по перечисленным вопросам. Однако трудно надеяться, что налоговые органы при их занятости и недостаточности объективного подхода к этой деятельности будут проявлять инициативу и широко заниматься налоговым консультированием.
Можно уверенно сказать, что приведенная норма не полностью отвечает интересам налогоплательщиков, которые имеют право не только на получение информации от налоговых органов, но и на представительство (глава 4 НК РФ), в частности, не только лично участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также иметь законных или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но и не запрещает, чтобы представитель налогоплательщика был бы и его консультантом, (это решается на основании доверенности, договора). И в то же время в статье 29 НК РФ содержится прямое запрещение: “Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры”.
Встает вопрос: из какой категории лиц налогоплательщик может в настоящее время выбирать себе уполномоченного представителя? Скорее всего, он может обратиться к аудиторам, которые сейчас занимаются налоговыми делами, порой произвольно (выше уже было сказано – без правового обоснования) расширяя предмет своей деятельности. Можно также обратиться к адвокату через юридическую консультацию, который может выполнить эту работу в рамках юридических дел, которые он ведет, либо провести консультации по законодательству без достаточной специальной налоговой подготовки.
А чаще всего налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые назойливо предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному снижению налогов или полному освобождению от них (вспомните их девизы и заголовки низкопробных предлагаемых брошюр: “Как избежать (обойти, сократить налоги?”). Реклама таких консультантов” весьма обширна и разнообразна. Примечательно, что эти “консультанты” устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот вред, который они причиняют таким “консультированием”. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.
По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц-профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования (повышении квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом). Незаконная деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (например, 500-кратным размером минимальной оплаты труда) либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке – ст. 171 УК РФ.

При осуществлении налогового консультирования субъект налогового

консультирования вправе:

1) давать заключения по вопросам применения законодательства о

налогах и сборах;

2) получать у консультируемого лица устные и письменные пояснения

по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования, а также

дополнительные сведения и документы;

3) получать по письменному запросу, согласованному с

консультируемым лицом, дополнительные сведения и документы от третьих

лиц по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования;

4) отказаться от налогового консультирования в случае непредставления

консультируемым лицом требуемых документов и сведений, а равно

представление недостоверных сведений и документов;

5) привлекать к налоговому консультированию на договорной основе с

согласия консультируемого лица необходимых специалистов и экспертов;

6) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений,

определенных договором об оказании услуг консультируемому лицу, и не

противоречащие законодательству Российской Федерации.

Налоговый консультант вправе выступать в качестве уполномоченного

представителя участников отношений, регулируемых законодательством о

налогах и сборах, в налоговых органах и иных органах государственной власти

и местного самоуправления.

Обязанности субъекта налогового консультирования

При осуществлении налогового консультирования субъект налогового

консультирования обязан:

1) соблюдать требования законодательства Российской Федерации при

осуществлении деятельности по налоговому консультированию;

2) предъявлять при заключении договора на оказание услуг по

налоговому консультированию консультируемому лицу аттестат налогового

консультанта, а также документы, подтверждающие страхование

профессиональной ответственности;

3) осуществлять деятельность по налоговому консультированию в

соответствии с принципами налогового консультирования;

4) сообщать своевременно консультируемому лицу о невозможности осуществления = деятельности по налоговому консультированию, а также о необходимости дополнительного привлечения налоговых консультантов, экспертов, специалистов;

5) информировать консультируемое лицо о действующем законодательстве о налогах и сборах;

6) обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и

(или) составляемых при осуществлении деятельности по налоговому

консультированию, не разглашать их содержание без согласия консультируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) осуществлять иные обязанности, вытекающие из существа

правоотношений, определенных договором об оказании услуг

консультируемому лицу.

Страхование гражданской ответственности субъекта

налогового консультирования

В целях обеспечения защиты от недобросовестного консультирования

консультируемых лиц осуществляется страхование гражданской

ответственности субъекта налогового консультирования.

Страхование гражданской ответственности субъекта налогового

консультирования осуществляется в соответствии с порядком,

предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для

страхования ответственности по договору.

Наличие договора страхования гражданской ответственности субъекта

налогового консультирования является обязательным условием заключения

договора об оказании услуг по налоговому консультированию:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: