Особенность проблемного подхода сводится к двум вопросам, не имеющим очевидного ответа. Вопрос первый: какую проблему мы решаем? Этот вопрос возникает, когда консультант получает заказ от клиента. И именно от ответа на этот вопрос зависит направление консультационной работы. Под проблемой при этом понимается некоторое противоречие, требующее управленческого решения.
А какие же противоречия имеются в виду? Их три:
- между сущим и желаемым;
- между частями, элементами организации;
- между тенденциями, целями, действиями в организации.
Первое из этих противоречий настолько универсально и абсолютно, что в управленческом контексте оно часто не выглядит оперативным и решаемым. Более рабочими выглядят два других вида противоречий.
Вопрос второй: может ли клиент правильно сформулировать заказ? Да, проблемный подход ставит эту способность руководителя под сомнение, он исходит из того, что консультант должен помочь клиенту этот заказ сформулировать. Мы еще несколько раз будем возвращаться к этому очень важному и трудному вопросу, а пока сопоставим проблемный подход с другими.
Целе-ориентированное Достичь конкретных результатов: приватиза-
Консультирование ция, децентрализация, разрешение конфликта
Введение новых социально-управленческих
Ценностно-ориентированное ценж)стей. ие общая собственностЬ) ^