Главная функция Кодекса - интеграция компании, повышение согласованности и взаимопонимания в целях и действиях сотрудников, укрепление горизонтальных, вертикальных и диагональных связей в организации, введение большей определенности в организационную среду.
Кодекс соединяет различные компоненты организации, снижает неизбежные противоречия:
- между системным и субъектным уровнями компании;
- механической (бюрократической) и общинной компонентами организа
ции;
- разными группами интересов (позиционностями) организации, руководи
телями и подчиненными, подразделениями, профессиональными и ины
ми категориями персонала;
- целями бизнеса и целями сотрудников.
Другая функция Кодекса - формировать ожидаемые нормы жизнедеятельности коллектива, спонтанно регулирующие фактическое поведение (привычки, традиции). Кодекс декларирует требуемые правила. Нормы же естественно, зачастую бессознательно регулируют деятельность работника, входя в его личную культуру. У правил есть субъект, у норм - нет. Они стихийно производятся средой! Когда правила осваиваются настолько, что переходят в нормы, - они убираются из Кодекса как уже ненужные там, поскольку соблюдаются в силу привычки. Нормы образуют естественную основу корпоративной культуры, ее Этос.
Переход идеологем в Кодекс, а Кодекса в Этос - важное достижение в целеустремленном развитии корпоративной культуры.
Наконец, третья функция Кодекса - облегчить и ускорить адаптацию новичков, помочь новым сотрудникам понять и принять культуру организации, освоиться в ней. Уже на стадии подбора они могут оценить предъявляемые им ожидания, увидеть соответствие своей личной культуре или возможные проблемы. Соответственно и служба персонала получает конкретные ориентиры для социализации новых сотрудников.