При выявлении объектных и субъектных свойств кафедры дифференцирующим признаком выступает степень самостоятельности в принятии решений по вопросам ее жизнедеятельности.
Было отмечено, что кафедра выступает лишь как объект, т. е. главным образом исполняет решения, спускаемые "сверху".
В целом соотношение объект-субъектных свойств кафедры в принятии решений по перечисленным выше вопросам жизнедеятельности кафедры можно представить следующим образом:
Кафедра как объект Кафедра как субъект
1. Штаты - персональный подбор кадров (частич-
2. Учебные планы ный)
3. Программа - перераспределение времени внутри
4. Расписание программы
5. Число студентов в группе - распределение нагрузки
6. Методика преподавания - методические вариации
7. Материально-техническое обеспечение - какое оборудование
1. Сохраняется идея кафедры как структурной единицы.
2. Выпускающие и "остальные" кафедры дифференцируются по мере субъект-
ности.
3. Мера субъектности определяется типом взаимодействия между выпуска
ющей кафедрой и "остальными".
4. Мера субъектности определяется также внутренним субъектным потенциа
лом кафедры, во многом зависит от степени субъектности персонала кафедры.