Род груза | Базисный период | Отчет | ||
вагоны U п | S Р, тыс. тонн | вагоны U п | S Р, тыс. тонн | |
Всего грузов, в том числе: | 320,0 | 261,8 | ||
тяжеловесные | 162,9 | 127,8 | ||
легковесные | 157,1 | 134,0 |
Решение подобных задач удобно производить в табличной форме (см. табл. 2.18).
Вариант 1.
Задача 1. По приведенным данным рассчитайте среднюю доходную ставку за 10 тарифных ткм и проанализируйте влияние факторов на ее изменение: структуры перевозок по видам сообщений и доходной ставки в каждом виде сообщения. Сделайте вывод.
Вид сообщения | Базисный период | Отчетный период | ||
Грузооборот, тыс. ткм | Доходы, тыс. руб. | Грузооборот, тыс. ткм | Доходы, тыс. руб. | |
Местное | ||||
Прямое | ||||
Всего |
Задача 2. По приведенным данным требуется оценить причины фактического изменения средней дальности перевозки пассажиров по сравнению с базисным периодом.
Вид сообщения | Перевезено пассажиров, тыс. | Средняя дальность, км | ||
База | Отчет | База | Отчет | |
Местное | 154,0 | 157,49 | ||
Прямое | 434,0 | 435,12 | ||
Всего | 350,0 | 351,0 |
Т а б л и ц а 2.18
|
|
Вид грузов | Структура погрузки, % | Статическая нагрузка на вагон Р ст, т | Изменение структуры, % (гр.2 – гр.1) | Изменение стати- ческой нагрузки, т (гр.4 – гр.3) | Отклонение статической нагрузки по каждому роду груза от средней по плану (гр.3 – итог гр.3) | Влияние на изменение средней статической нагрузки | |||
База | Отчет | База | Отчет | изменения структуры погрузки | изменения статических нагрузок по каждому роду груза | ||||
А | |||||||||
Тяжеловесные | 43,0 | 39,99 | 48,99 | 50,0 | –3,01 | +1,01 | +7,61 | –0,23 | +0,40 |
Легковесные | 57,0 | 60,01 | 35,64 | 34,94 | +3,01 | –0,7 | –5,74 | –0,17 | –0,42 |
Всего | 41,38 | 40,96 | – | –0,42 | – | –0,40 | –0,02 |
Вывод. В отчетном году средняя статическая нагрузка вагона недовыполнена по сравнению с базисным периодом на 0,42 т главным образом (на 0,40 т) за счет изменения структуры погрузки: сокращения удельного веса тяжеловесных грузов и увеличения удельного веса легковесных на 3,01% и лишь на 0,02 т – под влиянием изменения статических нагрузок. Причем рост статической нагрузки вагона тяжеловесных грузов на 1,01 т способствовал увеличению средней статической нагрузки на 0,4 т; снижение статической нагрузки легковесных грузов на 0,7 т вызвало недовыполнение средней статической нагрузки в отчетном периоде на 0,42 т.
Вариант 2.
Задача 1. Рассчитайте среднюю дальность перевозки 1 т груза, ее изменение в отчетном году по сравнению с базисным и проанализируйте влияние факторов – структуры перевозимых грузов по видам сообщений и дальности перевозки по каждому виду сообщения. Сделайте вывод.
|
|
Вид сообщения | Базисный период | Отчетный период | ||
тыс. тонн | тонно-км, млн. | тыс. тонн | тонно-км, млн. | |
Местное | ||||
Ввоз | ||||
Вывоз | ||||
Транзит | ||||
Всего |
Задача 2. Проанализируйте способом структурных сдвигов причины изменения средней статической нагрузки вагона. Сделайте вывод.
Вид грузов | Количество погруженных вагонов | Статическая нагрузка на вагон | ||
база | отчет | база | отчет | |
Лесные | 48,91 | 50,14 | ||
Уголь | 57,39 | 58,01 | ||
Всего | 54,39 | 55,21 |
Вариант 3.
Задача 1. По приведенным данным рассчитайте среднюю доходную ставку за 10 тарифных ткм и проанализируйте влияние факторов на ее изменение: структуры перевозок по видам сообщений и доходной ставки в каждом виде сообщения. Сделайте вывод.
Вид сообщения | Базисный период | Отчетный период | ||
Грузооборот, тыс. ткм | Доходы, тыс. руб. | Грузооборот, тыс. ткм | Доходы, тыс. руб. | |
Местное | ||||
Прямое | ||||
Всего |
Задача 2. Проанализируйте способом структурных сдвигов причины изменения средней производительности труда. Сделайте вывод.
№ цеха | Численность работников, чел. | Производительность труда, шт./чел. | ||
база | отчет | база | отчет | |
21,5 | 24,2 | |||
18,7 | 15,9 | |||
14,1 | 16,3 | |||
Всего | 18,84 | 19,96 |
Вариант 4.
Задача 1. Оцените способом структурных сдвигов причины фактического изменения средней дальности перевозки грузов по сравнению с базисным периодом. Сделайте вывод.
Вид сообщений | Перевезено грузов, тыс.т | Средняя дальность, км | ||
база | отчет | база | отчет | |
Местное | 157,0 | 159,25 | ||
Прямое | 428,0 | 431,15 | ||
Всего | 342,98 | 342,23 |
Задача 2. Проанализируйте способом структурных сдвигов причины изменения средней статической нагрузки вагона. Сделайте вывод.
Вид грузов | Количество погруженных тонн | Количество погруженных вагонов | ||
база | отчет | база | отчет | |
Лесные | ||||
Уголь | ||||
Всего |
Вариант 5.
Задача 1. Проанализируйте способом структурных сдвигов причины изменения средней себестоимости продукции. Сделайте вывод.
Вид продуции | Объем производства, ед. | Производственные расходы, руб. | ||
база | отчет | база | отчет | |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Всего |
Задача 2. Проанализируйте влияние факторов на изменение средней доходной ставки: структуры перевозок по родам груза и доходной ставки по каждому роду груза. Сделайте вывод.
Род груза | Базисный период | Отчетный период | ||
Грузооборот, тыс. ткм | Доходная ставка, коп./10 ткм | Грузооборот, тыс. ткм | Доходная ставка, коп./10 ткм | |
Уголь | 412,81 | 420,69 | ||
Нефть | 528,36 | 529,17 | ||
Лесные грузы | 409,37 | 416,91 | ||
Удобрения | 616,52 | 633,38 | ||
Всего | 490,08 | 495,57 |
Вариант 6.
Задача 1. Рассчитайте среднюю дальность перевозки 1 т груза, ее изменение в отчетном году по сравнению с базисным и проанализируйте влияние факторов – структуры перевозимых грузов по видам сообщений и дальности перевозки по каждому виду сообщения. Сделайте вывод.
Вид сообщения | Базисный период | Отчетный период | ||
тыс. тонн | тонно-км, млн. | тыс. тонн | тонно-км, млн. | |
Местное | ||||
Ввоз | ||||
Вывоз | ||||
Транзит | ||||
Всего |
Задача 2. Проанализируйте причины изменения средней статической нагрузки вагона способом структурных сдвигов. Сделайте вывод.
Вид грузов | Количество погруженных вагонов | Статическая нагрузка на вагон | ||
база | отчет | база | отчет | |
Тяжеловесные | 49,38 | 50,05 | ||
Легковесные | 36,71 | 34,98 | ||
Всего | 42,14 | 40,84 |
Вариант 7.
|
|
Задача 1. По приведенным данным рассчитайте среднюю доходную ставку за 10 пассажиро-км и проанализируйте влияние факторов на ее изменение: структуры перевозок по видам сообщений и доходной ставки в каждом виде сообщения. Сделайте вывод.
Вид сообщения | Базисный период | Отчетный период | ||
Пассажирооборот, млн. | Доходы, тыс. руб. | Пассажирооборот, млн. | Доходы, тыс. руб. | |
Пригородное | ||||
Местное | ||||
Прямое | ||||
Всего |
Задача 2. По приведенным данным требуется оценить причины фактического изменения средней дальности перевозки грузов по сравнению с базисным периодом. Сделать вывод.
Вид сообщений | Перевезено грузов, тыс.т | Средняя дальность, км | ||
база | отчет | база | отчет | |
Местное | 159,0 | 159,25 | ||
Прямое | 418,0 | 431,15 | ||
Всего | 337,7 | 340,6 |
Вариант 8.
Задача 1. Проанализируйте способом структурных сдвигов причины изменения средней статической нагрузки вагона. Сделайте вывод.
Вид грузов | Количество погруженных тонн | Количество погруженных вагонов | ||
база | отчет | база | отчет | |
Лесные | ||||
Уголь | ||||
Всего |
Задача 2. По приведенным данным требуется оценить причины фактического изменения средней дальности перевозки пассажиров по сравнению с базисным периодом.
Вид сообщения | Перевезено пассажиров, тыс. | Средняя дальность, км | ||
База | Отчет | База | Отчет | |
Пригородное | 25,1 | 26,9 | ||
Местное | 154,0 | 157,4 | ||
Прямое | 434,0 | 437,2 | ||
Всего | 151,54 | 152,37 |
Вариант 9.
Задача 1. Оцените способом структурных сдвигов причины фактического изменения средней дальности перевозки грузов по сравнению с базисным периодом. Сделайте вывод.
Вид сообщений | Перевезено грузов, тыс. т | Средняя дальность, км | ||
база | отчет | база | отчет | |
Местное | 153,5 | 158,4 | ||
Прямое | 412,6 | 419,1 | ||
Всего | 322,9 | 327,4 |
Задача 2. Проанализируйте способом структурных сдвигов причины изменения средней себестоимости продукции. Сделайте вывод.
|
|
Вид продуции | Объем производства, ед. | Производственные расходы, руб. | ||
база | отчет | база | отчет | |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Всего |
Вариант 10.
Задача 1. Проанализируйте влияние факторов на изменение средней доходной ставки: структуры перевозок по родам груза и доходной ставки по каждому роду груза. Сделайте вывод.
Род груза | Базисный период | Отчетный период | ||
Грузооборот, тыс. ткм | Доходная ставка, коп./10 ткм | Грузооборот, тыс. ткм | Доходная ставка, коп./10 ткм | |
Уголь | 452,81 | 440,69 | ||
Нефть | 578,36 | 589,17 | ||
Лесные грузы | 419,37 | 426,91 | ||
Удобрения | 656,52 | 633,38 | ||
Всего | 525,79 | 519,40 |
Задача 2. Проанализируйте способом структурных сдвигов причины изменения средней статической нагрузки вагона. Сделайте вывод.
Вид грузов | Количество погруженных тонн | Количество погруженных вагонов | ||
база | отчет | база | отчет | |
Легковесные | ||||
Тяжеловесные | ||||
Всего |