Психическое развитие в подростковом и юношеском возрасте

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте: подросток = сверстник. Ведущая деятельность в подростковом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками (по Д.Б. Эльконину). Основные новообразования подросткового возраста: спасобность к идентификации, самосознание, чувство взрослости, Я-концепция, возрастание познавательной активности (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь). Кризис подросткового возраста. Особенности поведения подростков (реакция отказа, реакция протеста или оппозиции, реакция имитации, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации, реакция эмансипации, реакция группирования, реакция «отрицательной имитации», реакция увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением). Особенности когнитивного и личностного развития подростков. Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком - центральное новообразование младшего подросткового возраста (11 — 13 лет). В 15 лет - формирование «Я-концепции» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Социальная ситуация развития в юности: юноша - учебно-профессиональная деятельность - сверстник; сущность: общество ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения. Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность. Основное новообразование юношеского возраста - профессиональное и личностное самоопределение: стремление к самовоспитанию и самоактуализации. Развитие личности в юности. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы, происходит становление идентичности, формирование позитивной Я-концепции. Вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические). Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни, которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Активно развивается сфера чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: