(интерактивное занятие в форме анализа конкретных практических ситуаций – case - study)
Цели занятия:
1. Путем анализа конкретных практических ситуаций раскрыть специфику служебной этики и этикета юриста.
2. На практике показать способы овладения навыками этикетного поведения.
3. На конкретных примерах способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня служебной этики и этикета будущего юриста.
1. Подготовительный этап:
- блиц-опрос студентов с целью выявления знания основных терминов и понятий по проблеме этикета юристов:
а) история возникновения термина «этикет», понятие и виды этикета, функции этикета;
б) общие принципы современного этикета, формы вежливости;
в) этикет служебных отношений, понятие служебного этикета;
г) внешние формы этикета;
д) судебный этикет.
- разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров этикетных ситуаций и конкретных моделей поведения;
|
|
- задание для группы № 1:
«Помощник судьи М-ва А.К. неоднократно была замечена в высокомерном поведении и общении с гражданами (отвечала на вопросы однозначно и резко «Суд знает, что делает», «Ждите, когда надо, Вас позовем» и т.п., невнимательно относилась к просьбам, жалобам и запросам). Председатель суда, знавший о таких явлениях, руководствуясь принципом не подвергать сомнению высокий авторитет суда, не стал делать замечание Михайловой по данным вопросам, считая, что ее профессионализм и знание своего дела вполне компенсируют эти мелкие недочеты в ее работе».
Как должен был поступить председатель суда? Может ли он ограничиться замечаниями помощнику судьи, или таковые не нужны? Где граница между необходимым в государственных учреждениях «официозом» и элементарными нормами морали и этикета?
- задание для группы № 2:
«Помошник судьи А-ва И.И. подготовленный специалист и выполняет свои непосредственные обязанности, однако в силу своего благоприятного расположения к посетителям, много времени тратит на длительные разговоры с ними, дает подробные консультации, в результате чего задерживается на работе, чем нарушается регламент работы суда. Председатель суда, руководствуясь интересами дела, на стал делать замечание помощнику судьи, считая, что внимательное отношение к людям является главным показателем работы суда».
Оцените действия председателя суда? Какие последствия они могут повлечь? Где разумная граница между нормами этикета работника суда и требованиями, регламентом государственного учреждения?
2. Аналитический этап:
|
|
- обсуждение группами предложенных ситуаций;
- анализ положительных и отрицательных решений;
- обоснование консолидированной позиции групп нормами и правилами этикета;
в процессе аналитического этапа раскрываются:
- сущность этикета;
- различные точки зрения по поводу возникновения этикета;
- соотношение этики и этикета;
- понятие «вежливость»;
- понятие «скромность»;
- понятие «тактичность»;
- виды этикета;
- виды служебного этикета;
- смысл субординационного этикета;
- смысл ритуального этикета;
- этикетные правила проведения деловых совещаний;
- значение знания этикета для современного юриста.
Подведение итогов интерактивного занятии:
- анализ конкретной практической ситуации в каждой группе студентов;
- оценка действий участников интерактивного занятия;
- выставление оценок студентам.
Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:
1. Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2008. – 472 с.
2. Изучить Кодекс судейской этики.
3. Изучить лекционный материал.
4. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по проблеме профессиональной этики и этикета юриста и дать в письменной форме краткие ответы на следующие вопросы:
Литература:
Основная*
1. Кодекс профессиональной этики адвоката [Текст]:принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.:[с послед. изм. и доп.; ред. от 05 апреля 2007 ] // Российская газета.– 05 октября 2007. – № 222.
2. Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2.- С.16-27.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008. – С.230-269.
4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – С. 35-49.
5. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С. 108-112.
6. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.211- 234.
7. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. -С. – 121-206.
8. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М.: Щит-М, 2005. – С. 12-36.