Этап завершение беседы включает в себя ряд задач, а именно -подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет решающее значения для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, «смазанное» завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.
Кроме того, некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального реагирования и его завершение к концу беседы.
Бывает крайне полезно выделить несколько минут для подведения итогов консультации, включающего в себя короткое, но точное суммирование содержания беседы и выражение совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить, как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. Суммируя проблемы клиента бывает полезно спросить: «Что вы считаете вашей основной проблемой, на которой вы бы хотели поработать?» Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий, в целом, и договорённость о следующей встрече, в частности.
|
|
Как известно из психотерапевтической практики, важный материал зачастую выражается клиентами именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить клиента: «Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить?» Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать совместной задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией готовности консультанта услышать насущную потребность клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он не осмелился сказать напрямую.
Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью и реального опыта консультации. «Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?» или «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям?... В чем именно?» - вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Задавание такого рода вопроса порой требует определённого мужества от консультанта. Обсуждение ожиданий - это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил, но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а, следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий по решении проблем клиента.
|
|
Заключительная фаза беседы - это также время для предоставления клиенту релевантной информации и дачи профессиональной рекомендации. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому помимо (или вместо) психологической помощи клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста - психиатра, юриста, сексолога и т.д. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка возможных опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первичной консультации.
Необходимо отметить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т.д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть безвозвратно утеряна.