Задание №2

Проанализируйте фрагмент психоаналитического исследования сна Та­тьяны из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Согласны ли вы с авторской трак­товкой и почему? Какие другие аналитические подходы могут быть использо­ваны в истолковании содержания этого сна? Предложите свою интерпретацию.

«...даже авторы умеренно психоаналитических работ не пришли к тому, что я считаю сутью сна: Онегин отверг Татьяну по гомосексуальным мотивам. <... > Лишь некоторые критики — включая непсихоаналитиков — заметили эротизм в Татьянином сне. <... > Например, когда девушку преследует медведь по глубо­кому снегу, она теряет башмачок, роняет носовой платок и не смеет приподнять свое платье. <...> Затем она отдается во власть медведю, который несет ее а позже сам Онегин увлекает ее на скамью. <... >

Сон начинается с того, что Татьяна стоит посреди зимнего снежного пейза­жа рядом со стремительным ручьем. <... > Преодоление ручья по „гибельному мостку", сделанному из двух ледяных жердочек <...> дается Татьяне путем невероятного внутреннего напряжения. <... > и Татьяна, и медведь желали осуществить это действие. Вопрос: в чем оно состояло? <... > С психологической точки зрения пугающий путь, который Татьяна должна проделать — и получи-: при этом помощь, — это путь от девического состояния к состоянию гетеросексуальной зрелости. <...> Психоаналитики обнаруживают, что у их пациентов часто бывают сны или фантазии с участием мостов. <... > Как правило, он означает сексуальную связь и, конкретнее, мужской половой орган, соединяющий двух участников акта. Мост может олицетворять какую-то психологическую пе­ремену в жизни. <... > Мы не можем, конечно, задать лично Татьяне вопросы о ее сне <... > Но в нашем распоряжении — свидетельства русского, в том числе непристойного фольклора, который Пушкин знал очень хорошо. <... >

Образ медведя, например, напоминает о медведях, коими полны русские народные сказки. <...> В народных верованиях и обрядах медведи связаны сватовством и женитьбой. <...> В народных песнях замужество иногда воспри­нимается невестой как смерть. <...> Не стоит забывать и о народном обычае облачать умершую женщину в ее свадебную одежду. <...> Чудовища, что повинуются Онегину в Татьянином сне, отсылают нас к фольклорной традиции восприятия жениха и его родственников как диких зверей. <... > В песнях замужество также воспринимается как насильственное разлучение невесты с родите­лями. <... > В 1866 году <... > А. А. Потебня опубликовал книгу о переправе че­рез воду, символизирующую брак в славянском фольклоре. <...> В татьянином сне рука, протянутая, чтобы перебраться через водную преграду, — то же самое, что и рука, предлагаемая в браке <...> переход через реку — это сексуальная метафора <...> переход через мосток символизирует дефлорацию <...> Потеря девственности обычно сопровождается кровотечением, и Татьянин сон полон острых предметов, способных вызвать оное. У медведя, помогающего ей перейти через поток, „лапа с острыми когтями". <... > Длинный сук силой вырывает серь­ги из Татьяниных ушей. „Адские привидения", что позже будут окружать Онеги. <...>, имеют клыки, хоботы, хвосты, копыта и рога, а сам Онегин достает „длин­ный нож". <...> первая половая связь „звероподобна" <...> медведь симво­лизирует „мужскую сексуальность". <...> Однако, несмотря на идею о том, что сексуальная связь — это насилие (а первая сексуальная связь действительно есть в чем-то насилие для женщины), притягательность секса все же существует. На каждую унцию страха приходится фунт либидо. Поэтому Татьяна желает Онеги больше, чем боится его, иначе она не делала бы шагов навстречу ему.

<...> онегинский „длинный нож" имеет фаллическую образность. Но он направлен, что кажется неуместным, в Ленского, а не в Татьяну. Почему Татьяна хотела, чтобы такое случилось? <...> это все неспроста. <...> С точки зрения Татьяны, это просто прекрасно. Ибо для нее в этом и состоит ответ на вопрос, по­чему она была отвергнула Онегиным. Если Онегин отказался от гетеросексуального блаженства на скамье, значит, он просто „голубой". Он скорее вонзит свой „длин­ный нож" в Ленского, чем в нее. Он скорее войдет в мужчину, чем порвет девствен­ную плеву. Адская кульминация сна — это затяжная ярость отвергнутой женщины.

<...> аргументы в пользу латентной гомосексуальности Онегина. <...> На­чнем с того, что Онегин враждебен к женщинами. Совсем молодым человеком он преуспел в искусстве соблазнения. Евгений не любил ни одну из своих поклонниц. „Педант" во всем, он просто давал им „уроки" сексуальной техники. <... > Мужья-рогоносцы часто оставались его друзьями; некоторые из них намеренно привечали его („его ласкал супруг лукавый").

Психоаналитики много писали о гомосексуальном характере донжуанизма и о мужчинах, делящих между собой женщин. <...> Когда Онегин испытает, наконец, любовь к женщине, ею окажется Татьяна, но Татьяна, ставшая женой одного из его друзей.

<...> Онегин оторван от мира, от семейной жизни и от женщин. Но в то же время он привязан к Ленскому. Такие отношения можно назвать „невинным гомосек­суализмом". <...> Вне всякого сомнения, у Онегина гетеросексуальные интересы, и в конце романа он испытывает настоящую гетеросексуальную любовь. Но эта его сторона не исключает латентной гомосексуальности. Возможно, гомосексуальность более всего проявлена в его изысканном дендизме. <... > многие хорошо известные денди и щеголи разных времен и народов отличались гомосексуальными наклонно­стями. <...> Почувствовала ли Татьяна интуитивно, что Онегин — лишь пародия на гетеросексуального мужчину? Поняла ли она наконец, почему в ее сне Онегин отвернулся от нее?» {Ранкур-Лаферьер Д. Пушкинская непохищенная невеста: Пси­хоаналитическое исследование Татьяниного сна // Ранкур-Лаферьер Д. Русская лите­ратура и психоанализ. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2004. С. 161-188).

Сон Татьяны (А.С.Пушкин Евгений Онегин). Глава V О, не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана! Жуковский X Татьяна, по совету няни Сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане На два прибора стол накрыть; Но стало страшно вдруг Татьяне... И я - при мысли о Светлане Мне стало страшно - так и быть... С Татьяной нам не ворожить. Татьяна поясок шелковый Сняла, разделась и в постель Легла. Над нею вьется Лель, А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло все. Татьяна спит. XI И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток; И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она. XII Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла - и что ж? медведь за ней! XIII Она, взглянуть назад не смея, Поспешный ускоряет шаг; Но от косматого лакея Не может убежать никак; Кряхтя, валит медведь несносный; Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены. XIV Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он все вослед, И сил уже бежать ей нет. XV Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом все глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум; Медведь промолвил: "Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!" И в сени прямо он идет И на порог ее кладет. XVI Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях; За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах; Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку, И что же видит?.. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. XVII Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конской топ! {31} Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит. XVIII Он знак подаст - и все хлопочут; Он пьет - все пьют и все кричат; Он засмеется - все хохочут; Нахмурит брови - все молчат; Он там хозяин, это ясно: И Тане уж не так ужасно, И, любопытная, теперь Немного растворила дверь... Вдруг ветер дунул, загашая Огонь светильников ночных; Смутилась шайка домовых; Онегин, взорами сверкая, Из-за стола, гремя, встает; Все встали: он к дверям идет. XIX И страшно ей; и торопливо Татьяна силится бежать: Нельзя никак; нетерпеливо Метаясь, хочет закричать: Не может; дверь толкнул Евгений: И взорам адских привидений Явилась дева; ярый смех Раздался дико; очи всех, Копыты, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки, Усы, кровавы языки, Рога и пальцы костяные, Все указует на нее, И все кричат: мое! мое! XX Мое! - сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает {32} Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит. XXI Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась... Глядит, уж в комнате светло; В окне cквозь мерзлое стекло Зари багряный луч играет; Дверь отворилась. Ольга к ней, Авроры северной алей И легче ласточки, влетает; "Ну, говорит, скажи ж ты мне, Кого ты видела во сне?" XXII Но та, сестры не замечая, В постеле с книгою лежит, За листом лист перебирая, И ничего не говорит. Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин, Но ни Виргилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека {33}, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов. XXIII Сие глубокое творенье Завез кочующий купец Однажды к ним в уединенье И для Татьяны наконец Его с разрозненной "Мальвиной" Он уступил за три с полтиной, В придачу взяв еще за них Собранье басен площадных, Грамматику, две Петриады Да Мармонтеля третий том. Мартын Задека стал потом Любимец Тани... Он отрады Во всех печалях ей дарит И безотлучно с нею спит. XXIV Ее тревожит сновиденье. Не зная, как его понять, Мечтанья страшного значенье Татьяна хочет отыскать. Татьяна в оглавленье кратком Находит азбучным порядком Слова: бор, буря, ведьма, ель, Еж, мрак, мосток, медведь, метель И прочая. Ее сомнений Мартын Задека не решит; Но сон зловещий ей сулит Печальных много приключений. Дней несколько она потом Все беспокоилась о том.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: