Исповедь клиента и оценка его проблем

Исповедью в психологическом консультировании называется «адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей проблеме». Для создания благоприятной психологической атмосферы на стадии исповеди клиента, Р. С. Немов (1999) рекомендует следующие практические действия психолога-консультанта:

1. Верабльная поддержка того, что говорит и делает клиент во время исповеди. Во время разрешения спорных вопросов психолог не должен открыто возражать клиенту, а тем более спорить с ним. Психолог-консультант признает право клиента на критику, но предлагает отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.

2. «Зеркализация» - прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений, включая мимику, пантомимику, жесты, интонацию, ударение, паузы в речи клиента и т. п.

3. «Перифраза» - краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время исповеди клиента и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент.

4. «Обобщение» - прием, который внешне чем-то напоминает перифразу, но относится не к тому последнему, что сказал клиент, а к целому высказыванию, состоящему из нескольких суждений или предложений. Обобщение представляет собой вольную, но достаточно точную передачу мысли клиента в обобщенной форме.

5. Приём эмоциональной поддержки клиента, когда психолог-консультант внимательно выслушивает клиента, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди внешне выражать поддержку того, что говорит клиент.

6. Приём постановки перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов типа «Что?», «Как?», «Каким образом?», «Зачем?», «Почему?». Этот прием используется для прояснения мыслей клиента, а также тогда, когда клиент испытывает затруднения в продолжении исповеди.

7. Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка. Психолог-консультант сознательно пользуется особенностями стиля речи клиента, воспроизводя их в разговоре.

В результате между клиентом и психологом-консультантом возникает психологическая общность и взаимопонимание, которые необходимы на стадии вербализации проблемы.

Иногда возникает соблазн во всех своих про­блемах обвинять окружение (или наследственность). Окру­жение бесконечно важно как арена, на которой человек бо­рется за себя, однако думать, что окружение является при­чиной трудностей личности, — неконструктивно и непра­вильно. Как говорит Mей (1967): "Некрасивая девушка может жаловаться, что такой роди­лась, однако надо помочь ей понять, что некрасивость появ­ляется из-за неумения подать свою внешность в выгодном свете вследствие ошибочных установок".

Каждый из нас имеет трудности в жизни. May (1967) признается: "Откровенно говоря, я не встречал клиента, проблем которого не усматривал бы и у себя, по крайней мере потенциально". Поэтому первое и важнейшее положе­ние в консультировании (о котором консультант должен со­общить клиенту): наличие проблем — это нормальное явле­ние. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними.

Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, яв­ляется неповторимой и обязательно требует индивидуально­го подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что могут существовать какие-либо алгоритмы решения отдель­ных проблем. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента.

Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в консуль­тировании, имеют свою историю возникновения и развития. Для того чтобы сделать правильные выводы из исповеди клиента, рекомендуется психологу-консультанту придерживаться следующих правил (Немов Р. С.):

1. Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания исповеди клиента сделать паузу в общении с ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив её каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы.

2. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации исповеди клиента не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах её решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом.

3. Необходимо следить за тем, чтобы предлагаемая интерпретация фактов не оказалась односторонней, т. е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории.

4. Исповедь не может иметь одну, единственно возможную интерпретацию. Таких интерпретаций обязательно должно быть несколько и, как правило, столько, сколько существует разных теорий личности и межличностных отношений в психологии. Но в конечном счете психолог-консультант должен дать единую трактовку данной проблемы.

Когда консультант знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к консультанту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои пробле­мы, и о таких попытках и результатах консультант должен знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем.

Каким же образом можно установить иерархию проблем? Прежде всего важно выяснить, насколько неудовлетворен­ная потребность и недостигнутая цель значимы в жизни клиента. Потом следует установить, в какой степени блоки­руется цель или фрустрируется потребность. Также важно, сколько времени существует проблема. Если она имеет длин­ную историю, клиент уже мог найти много способов (чаще всего непригодных) компенсации, которые затрудняют вы­явление подлинных причин трудностей. Очень значимо по­нимание истоков проблемы самим клиентом. Если понима­ние ошибочно, клиент уже построил целый ряд объясне­ний, не соответствующих реальности и затрудняющих раз­вязку.

Существенную роль в консультировании играет иденти­фикация и вербализация проблем. Вербализация проблем придает реальность несформулированным мыслям, чувствам, фантазиям, мечтам и выполняет еще одну функцию: она помогает клиенту в определенной степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Помимо этого, сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то, по крайней мере в данный момент они не управляют им. Высказать то, что чувствуешь, — это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому верба­лизация проблем очень важна, даже если они представляют­ся неразрешимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: