Личностные особенности клиента

- «С психологической точки зрения весьма существенно верить в свободу, чтобы иметь адекватное пред­ставление о личности, необходимое для успешной консульта­ционной деятельности» (Р. Мей. — С. 17).

— Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех — четырехчасовая беседа.

— «Все выводы, касающиеся характера человека, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность» (Р.Мей. — С. 89).

— Закидывание ноги на ногу с образованием угла у европейцев обычно говорит о духе противоречия и соперничества.

— «Неспособность ладить с окружающими — главная черта не­вротика» (Р.Мей. — С. 25).

— «За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство неполноценности» (Р.Мей. — С. 27).

— Свободное движение навстречу человеку — признак душев­ного здоровья.

— «Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви» (Р.Мей. — С. 69).

— «Человек, особенно тщательно одетый, склонен прида­вать чрезмерное значение мелочам в других сферах жизни» (Р.Мей. - С. 68).

— Неординарная косметика — признак сильного желания при­влекать внимание и симптом глубоких личностных наруше­ний (Там же).

— Изысканность туалета женщины — признак ее интереса к муж­чине.

— Ходить с высоко поднятой головой и с заложенными за спину руками считается признаком уверенного в себе человека, с чув­ством превосходства над другими людьми.

— Выставление больших пальцев рук, например, тогда, когда руки находятся в карманах, нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессив­ности.

— Руки на поясе — один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.

— Люди прислоняются к чему-либо или к кому-либо для того, что­бы заявить свои претензии собственности на соответствующий объект, продемонстрировать право собственности на него.

— Открытые ладони ассоциируются с искренностью, честностью, доверчивостью и преданностью.

— Человек, претендующий на главенство или власть, при руко­пожатии старается повернуть свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх. Тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, направ­ляет свою ладонь при рукопожатии горизонтально. Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, нахо­дясь на большом расстоянии от вас.

- «Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно пере­убедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками» (А.Пиз. — С. 124). Это также признак упрямого человека, к которому нужен специальный подход. Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми так называемого оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит им своеобразной защитой от нападения.

- «Использование воспоминаний раннего детства — ключ к по­ниманию образа жизни человека. В ранних воспоминаниях ча­сто можно подметить те же тенденции, которые наблюдаются в личностной модели индивидуума и двадцать лет спустя. По­няв ранние воспоминания, консультант получит ценный ма­териал..., если будет достаточно точен и осторожен в его рас­шифровке» (Р.Мей. — С. 71, 72).

- «У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответ­ственности» (Р.Мей. — С. 73).

- «У второго ребенка наблюдается развитие непомерного честолю­бия и привычки «с боем» добиваться своего» (Там же. — С. 74).

- Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное от­ношение к миру (Там же).

- Единственный ребенок в семье нередко вырастает избалован­ным, с требовательным и иждивенческим отношением к жиз­ни (Там же. — С. 75).

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 2000.

Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 1999.

Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992.

Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

Основы возрастно-психологического консультирования: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. Г. Лидерса. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Кавасарского. – Санкт-Петербург: «Питер», 1998.

Роджерс Карл Консультирование и психотерапия. – М.: «Апрель Пресс», 1999.

Blocher D.H. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.

Gelso C.J., Fretz B.C. Counseling Psychology. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992.

Myers R.A., Layton W.C., Morgan H.H. The Counseling Psychologist. Washington, D.C.:American Psychological Association,1968.

Cox M. Structuring the Therapeutic Process: Compromise with Chaos. London: Jessica Ringsley Publishers, 1988.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ:

Выбери правильный ответ:

1. Область психологического консультирования включает в себя решение проблем:

а) связанных с трудностями развития личности;

б) дисгармонией в межличностных отношениях;

в) социальными депривациями;

г) возрастными кризисами;

д) все ответы верны.

2. Существует ли идеальное сочетание свойств личности консультанта, необходимых для эффективности процесса консультирования:

а) да; б) нет.

3. Должен ли клиент принимать участие в процессе планирования консультирования:

а) да; б) нет.

4. Когда возможно прерывание клиента:

а) если он «перескакивает» на другую проблему не исчерпав предыдущую;

б) если он изменил тему;

в) все ответы верны.

5. Целью экзистенциальной терапии является:

а) помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности;

б) перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал;

в) исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

6. В психотерапии выделяют следующие особенности:

а) активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог;

б) длится кратковременный период времени, и встречи психолога с клиентом носят эпизодический характер;

в) все ответы не верны.

7. Чертами «хорошего консультанта» являются:

а) внимательность и умение выслушать;

б) теплота и сердечность;

в) умудрённость в дружеских советах;

г) все ответы верны.

8. Как должен выполнять свою работу эффективный консультант:

а) идеально;

б) хорошо;

в) на пределе своих возможностей.

9. Психолог-консультант должен иметь четкую позицию в следующих сферах:

а) семья;

б) религия;

в) секс;

г) все ответы верны.

10. В психологическом консультировании нужно:

а) добиваться цели любой ценой;

б) не обращать внимания на эмоциональное состояние клиента;

в) добиваться создания обстановки, в которой клиент чувствует себя в безопасности.

11. Качество консультативного контакта зависит от следующих факторов:

а) обстановка консультирования;

б) структурирование времени консультирования;

в) структурирование пространства консультирования;

г) все ответы верны.

12. Продолжительность времени психологического консультирования может изменяться в зависимости от:

а) пола клиента;

б) возраста клиента;

в) образования клиента.

13. Безусловное уважение клиента предполагает:

а) терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента;

б) позитивное отношение без всяких условий;

в) смирение со всеми качествами клиента;

г) все ответы верны.

14. Выслушивание клиента предполагает:

а) безраздельное внимание психолога-консультанта;

б) обратную связь с мыслями и чувствами клиента;

в) все ответы верны.

15. Психологического анамнеза предполагает сбор следующей информации:

а) демографической;

б) актуальные проблемы и нарушения;

в) психосоциальный анамнез.

г) все ответы верны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: