Агрессивность – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру.
Адаптационное (адаптивное) поведение – поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
Активная роль (психолога-клиента) в психологическом консультировании – инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования.
Акцентуированные черты характера – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами и намного чаще, чем другие черты, проявляются в его действиях и в поступках.
Антипатия – отрицательное отношение, явно выраженная неприязнь к человеку.
Апатия – психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
|
|
Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту – отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.
Бессознательные влечения – внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но, тем не менее оказывают влияние на его психологию и поведение.
Вербальная поддержка клиента – способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у клиента, особенно на стадии проведения исповеди.
Виды психологического консультирования – разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.
Воля – система психологических личностных свойств человека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.
Время проведения психологического консультирования – определенное время или промежуток времени дня, в течение которого проводится психологическое консультирование; количество времени, затрачиваемого психологом-консультантом на работу с клиентом.
Деловое психологическое консультирование – психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.
|
|
Депрессия – состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.
Диагностический этап психологического консультирования – этап психологического консультирования, во время которого клиент рассказывает психологу-консультанту о своей проблеме, а психолог-консультант внимательно слушает его, обсуждает, уточняет с ним проблему, ставит её психологический диагноз.
Задачи психологического консультирования – вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты.
Зеркализация – один из приёмов психологического консультирования, используемый чаще всего на стадии исповеди. Приём З. заключается в сознательном повторении психологом-консультантом движений клиента, его интонации, позы, жестов и мимики.
Интерпретация исповеди клиента – анализ психологом-консультантом совместно с клиентом рассказа-исповеди для выяснения психологической сути проблемы клиента и причин её возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.
Интимно-личностное консультирование – психологическое консультирование, проводимое в связи с возникновением у клиента проблем интимно-личностного характера, таких, о которых он предпочитает говорить только с достаточно близкими людьми в доверительных отношениях с ними.
Исповедь клиента – подробный рассказ клиента психологу-консультанту о своей проблеме.
Клиент – человек, обратившийся в психологическую консультацию за помощью профессионального психолога для решения какой-либо проблемы.
Консультант-психолог – профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.
Контрольный этап психологического консультирования – завершающий этап психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем проходить оценивание результатов выполнения клиентом практических рекомендаций по решению его проблемы, полученных во время консультаций.
Личностные качества психолога-консультанта – совокупность общих и специальных качеств личности, которыми обладает или должен обладать как профессионал психолог-консультант для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.
Мотивация клиента – то, ради чего клиент обращается в психологическую консультацию.
Настроечный этап психологического консультирования – этап проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент лично встречаются друг с другом и готовятся к началу совместной работы.
Невербальное поведение – формы коммуникативного поведения человека, с помощью которых неречевым (невербальным) путем передается информация от одного человека к другому.
Обобщение – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своём монологе рассказал ему клиент во время исповеди.
Ответственность психолога-консультанта – круг вопросов, связанных с проведением психологического консультирования, за правильное решение которых несет персональную ответственность психолог-консультант.
Перефраза – краткое, сокращенное, но достаточно точное по смыслу, повторение психологом-консультантом того, что ему в процессе исповеди сказал клиент.
Подготовительный этап психологического консультирования – начальный этап проведения консультирования, во время которого психолог-консультант предварительно знакомится с клиентом и подготавливает все необходимое для успешного проведения психологической консультации.
|
|
Профессиональная подготовка психолога-консультанта – знания, умения и навыки, необходимые профессионально подготовленному психологу-консультанту для успешного выполнения своей работы.
Прояснение проблемы клиента – уточнение деталей того, что на самом деле не вполне благополучно у клиента и что составляет реальную психологическую проблему в его жизни.
Психологическая безопасность – состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут.
Психологическое консультирование – практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.
Психолого-педагогическое консультирование – разновидность психологического консультирования, связанная с решением вопросов обучения и воспитания детей.
Рекомендательный этап психологического консультирования – этап психологического консультирования, на котором психолог-консультант вместе с клиентом находят и уточняют практические рекомендации по решению проблемы клиента.
Рефлексия – осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.
Семейное психологическое консультирование – консультирование членов будущей или настоящей семьи по поводу проблем, которые могут возникнуть или уже возникли в их семейных взаимоотношениях.
Теоретическая ориентация психолога-консультанта – теоретические знания, которые разделяет и использует психолог-консультант в практической работе с клиентами.
Цели психологического консультирования – ожидаемые конечные результаты психологического консультирования, цели, на фактическое достижение которых оно направлено.
Эмпатия – особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.
|
|
Симонова Ирина Евгеньевна