Основные техники психологического консультирования

Вербальные техники:

- интерпретация - одна из базовых техник терапии. В различных школах интерпретируется различный материал: сны и ассоциации- в психоанализе; жесты и движения- в телесно- ориентированной терапии; семейное древо- в системной семейной терапии и т.д. Интерпретация дает возможность по-иному увидеть и понять свое собственное поведение и поведение окружающих. Главные признаки интерпретации: 1. иной взгляд на поведение человека, опирающийся на более скрытые или малоосознаваемые для него эмоции и стремления и 2. связывание различных проявлений поведения и переживаний. Интерпретация- сложная техника. Для того, чтобы использовать ее правильно, следует учитывать ряд дополнительных моментов: 1. готовность клиента к принятию интерпретации, предлагаемой консультантом; 2. адекватность данного момента беседы для формулирования интерпретации. Интерпретация не должна быть слишком длинной по форме. Ее следует изложить максимально понятным языком, приближенным к языку клиента, чтобы он сразу же понял ее.

- закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в 1-2-х словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиента, сколько позволяют обсуждать чувства. Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его.

- отражение чувств - чувства важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и пр. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей- разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредотачивается на содержании, а при отражении чувств- на том, что скрыто за содержанием. Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица.

- поощрение(поддержка) - приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или понимание. Ободрение выражает поддержку(«Ага», «Продолжайте»).Успокаивание (др. компонент поддержки) позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения («Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого»).

- совет(информация) - консультант высказывает свое мнение, отвечая на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования(место и время встреч, оплата и т.д.)

- самораскрытие, обратная связь - консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле- это значит показать свое эмоц-ое отношение к событиям и людям. Откровенность консультанта может увеличить тревогу клиента и недоверие к консультанту. Рассказывая о себе клиенту, консультант чаще всего просто добивается, чтобы клиент его лучше понял и «принял». Однако перед консультантом стоит противоположная задача- понять клиента. Не следует злоупотреблять откровенностью. Консультант всегда должен осознавать, с какой целью говорит о себе- желая помочь клиенту или удовлетворяя свои желания. В самораскрытии важен фактор времени- надо уловить соответствующий момент и не затягивать откровение, чтобы в центре внимания оставался клиент и переживания консультанта не выдвигались на первый план. Эта техника, как правило, используется на поздних стадиях консультирования.

- логическая последовательность, резюме - структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив 1-ый этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оц. рез-тов данного этапа консультантом и клиентом совпадают. Структурирование происходит в течение всего консультирования. Каждый новый этап начинается с оц. того, что достигнуто.

- уточнение - краткие вопросы без лишних красивых слов. Высказывание консультанта- это поисковые шаги, направленные на прояснение общей картины, которую ему необходимо хорошо представлять. Чем более проективными, повествовательными и спонтанными будут ответы клиента, тем лучше.

- пересказ - консультант, используя жалобу или замечания клиента, перефразирует, изменяет их т.о., что то, что было негативным, служило основанием для беспокойства и переживаний, становится причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то по крайней мере существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

-директива (указание);

- дальнейшее развитие мыслей собеседника;

- замечание о ходе беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: